Случайное фото

2 ноября 2017
29 октября в п. Каджером у памятника жертвам политических репрессий состоялся митинг «И помнить страшно, и забыть нельзя», посвященный Дню памяти жертв политических репрессий и 75-летию со дня открытия рабочего движения по железнодорожному мосту через реку Печора.
На открытии митинга участники театральной студии «Мим» Янчецкая Настя, Сысенко Карина, Нацмер Ангелина и Жилина Вероника прочитали стихи. Библиотекарь Эльвира Маточкина рассказала историю строительства печорского железнодорожного моста, на примере художественных книг Алексея Маленького «Покорители тундры» и Геннадия Юшкова «Право на жизнь» познакомила с жизнью и судьбой его строителей.
Роман Алексея Маленького «Покорители тундры» рассказывает о строительстве Печорской железной дороги. В зоне вечной мерзлоты нужно было в короткий срок построить железную дорогу, чтобы страна могла получить доступ к воркутинскому углю. В тяжелых условиях Севера люди строили магистраль. Это особая дорога, дорога в другой мир, который еще надо было создать, сотворить. Это был первый роман о строительстве Северо-Печорской магистрали. Появился он в печати в период хрущевской оттепели в 1962 году. Его опубликовала Мария Архангельская уже после смерти и реабилитации писателя.
DSC_9349.JPG 1003136029.jpg DSC_9333.JPG
День памяти продолжился в библиотеке-филиале № 6. Эльвира Маточкина подготовила презентацию «По тундре, по железной дороге» по истории строительства Северо-Печорской магистрали.
Как и все, порой не по разу за день, перешагивая через рельсы железной дороги на Воркуту, мы не думаем о том, что наступаем на величайший и уникальный для наших мест памятник скорби и бесправия. Трудно найти в Печорском районе сооружение более грандиозное, чем железная дорога. Высоченные земляные насыпи, мосты – все это отдает такой мощью, как будто и не было на пути строителей дороги ни болот, ни ручьев, ни речек и рек.
В 1930-е гг. советское правительство взяло курс на освоение природных богатств Европейского Севера. Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление от 28 октября 1937 г. о строительстве Северо-Печорской железно­дорожной магистрали для транспортировки нефти, газа, каменного угля и леса. Протяженность дороги – 1560 километров. Планировалось ввести в эксплуатацию дорогу в 1945 год.
В Коми АССР отсутствовали местные квалифицированные кадры инженеров-строителей, путейцев и рабочих. Партийно-государственное руководство страны нашло эффективный выход из этой ситуации: построить железную дорогу руками заключенных, организовать на севере Коми АССР лагеря-стройки.
Рабочей силы требовалось много, поэтому лагеря в тайге, среди болот, росли как грибы: номер 27-ой, ... 36-ой, 127-ой, почтовые ящики-лагеря № 219, ... № 274. Заключенных ссылали сюда один за другим. Работали по двенадцать часов в любую погоду. Огромный объем земляных работ в основном выполнялся методом «тачечной возки». Орудиями труда были лопата, кирка и тачка. Механизация работ на стройке составляла 11,7 %. Больше половины – 64,4 % – всех земляных работ велись вручную. За сколько лет построили дорогу известно из разных источников и документов, но до сих пор нет полных данных о цене этой стройки. Северная магистраль с мостом через реку Печору возводилась в трудное для страны время, руками заключенных ГУЛАГа, ценой огромного количества человеческих жизней и сколько их загублено на строительстве дороги до сих пор неизвестно.
Темпы строительства железной дороги были признаны беспрецедентными. Скорость проходки на участке Кожва-Воркута достигала 1,9 км в сутки. Стройка велась ценой больших человеческих жертв. К примеру, по неполным данным на 1 января 1941 г., всего за 7 месяцев существования лагеря умерли 3586 заключенных. Точной цифры до сих пор нет, на сегодняшний день по не уточненным статистическим данным интернета только за 1934-1954 годы через лагеря ГУЛАГа прошло 27,9 миллионов человек. Точнее, чем Анна Ахматова и не скажешь:
«…Хотелось бы всех
Поименно назвать...
Да отняли список
И негде узнать….»
О значении и роли железной дороги для развития Коми края точно и ёмко сказал Олег Иванович Азаров, который занимался изучением истории политических репрессий, лагерей НКВД-МВД в Коми АССР 1930-1950-х гг.: «Строительство Северо-Печорской железной дороги, промышленное освоение севера Коми АССР – это народный подвиг и народная трагедия. Несмотря на несправедливые приговоры «троек» и огромные лагерные сроки рабочие, колхозники, инженеры, оказавшиеся в лагерях ГУЛАГа, трудились героически, понимая, что их труд нужен стране и Победе. Подавляющее большинство из них не дожили до справки с печатью о реабилитации. Давно заросли безвестные могилы на обочинах железной дороги к воркутинскому углю и возле лагерных сангородков и лазаретов. Но именно заключенные северных лагерей положили начало промышленности, сельскому хозяйству, науке, образованию, здравоохранению и культуре северных городов и всей нашей республики».
Зав. библиотекой-филиалом № 6 Эльвира Маточкина
DSC_9360---kopiya.JPG DSC_9363.JPG

Комментарии (0)

Добавить комментарий