22 декабря 2022 года исполнилось бы 85 лет со дня рождения выдающегося детского писателя Эдуарда Успенского. Чебурашка, крокодил Гена, Дядя Федор, кот Матроскин… Кто не знает этих героев книг Успенского? Произведения с этими литературными персонажами переведены на 25 языков, а книги изданы миллионными тиражами. Успенский говорил: «Мои произведения – это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть».
В преддверии Нового года 27 декабря учащиеся 8 класса Гимназии № 1 пришли в Центральную библиотеку, чтобы вспомнить книги и героев Эдуарда Успенского. Кажется, что повести и сказки писателя уже далеки от чтения восьмиклассников. Но в Новый год мы все хотим верить в чудо, в исполнение желаний, побыть немножко детьми, пересмотреть любимые мультфильмы. Поэтому игра «По следам литературных героев» дала возможность ребятам еще раз вспомнить повести и сказки писателя, поозорничать и посмеяться, а также проявить свою эрудицию.
Перед игрой библиотекарь рассказала о жизни и творчестве Эдуарда Успенского. Школьники узнали, что писатель был автором радио- и телепередач, к каким экранизациям мультфильмов писал сценарии, и как складывалась судьба героев Успенского в разные периоды жизни общества и государства.
Игра состояла из девяти туров. Ребята разделились на четыре команды с тематическими названиями: «Голубой вагон», «Фиксики», «Следствие ведут…» и «Крокодил Валера». Начали с разминки, где надо было быстро ответить на вопросы. Далее узнавали героев по описанию и по голосу. После продолжали цитаты из произведений Эдуарда Успенского. Известную фразу папы Дяди Федора «Я бы этому дяде с большими ушами уши бы пооткрутил» команды продолжили своими версиями: «нос укоротил», «усы бы повыдергивал». В туре «Детективная история», как сыщики, выясняли, сколько лет крокодилу Гене, чем заведовал Колобок, что послал почтальон Печкин маме и папе Дяди Федора для опознания.
Конечно, школьники хорошо знают очень известные и экранизированные произведения писателя, а вот «Меховой интернат», «25 профессий Маши Филипенко», «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» не совсем знакомы ребятам. Но тем интереснее было узнать для себя что-то новое.
В туре «Объяснялки» учащимся надо было вспомнить, что означают слова из повести-сказки «Меховой интернат» «начинальник», «листалки» и другие. «Начинальником» назвали директора, того, кто начал, абзац. Правильного ответа не написала ни одна команда. В этом же туре ребятам, как уже взрослым школьникам, было предложено объяснить значение некоторых словосочетаний, встречающихся в произведениях Успенского.
Не обошлось в игре без грамматики. В письме, которое писали из Простоквашино Дядя Федор, кот Матроскин и Шарик маме и папе, были сделаны ошибки. Ребятам предстояло исправить их. А как они справились с этим заданием, проверила классный руководитель Инна Леонидовна Базанова, учитель русского языка и литературы. Оценки были выставлены, как в школе.
Нас, библиотекарей, всегда волнует вопрос «Как привлечь к чтению ребенка?». В заключительном туре ребятам было предложено подумать, что сделал бы писатель для приобщения детей к чтению.
У Эдуарда Успенского есть по этому вопросу свое мнение: «У сегодняшних детей уже другое сознание – клиповое. Они воспринимают все вспышками, как в рекламе. Поэтому в виде мультфильмов и компьютерных игр сказки усваиваются неплохо. Но я бы посоветовал просто пересказывать их своими словами. Если ребенок заинтересуется и потянется к книжке – еще лучше! Я, например, чтобы заставить своего пасынка и внучку читать, перекладывал им страницы конфетами. Прочтешь 10 страниц – получишь конфету».
Про конфеты команды не подумали, но про поощрение написали. Игра закончилась. Все участники получили сладкие награды, а команда-победитель «Крокодил Валера» была отмечена памятными призами.
С наступающим Новым годом, друзья!
Мы ждем всех в следующем году в Центральной библиотеке!
Заведующая отделом обслуживания читателей Центральной библиотеки Ирина Безносикова
Комментарии (0)