Глубокая древность человечества в начале прошлого века уже стала научной истиной, стало ясным, что отдаленнейшие  предки   современных  людей жили не только в южных странах, но и в Европе.

В 70-х  годах прошлого века большой   сенсацией явилось исследование русскими учеными у с. Карачарова близ Мурома остатков становища  охотников на мамонтов. Карачаровская стоянка шесть десятков лет служила  в представлении науки северным пределом расселения людей древнекаменного века.

В Приуралье   еще   в 1923 г. древнейшим памятником пребывания человека был Турбинский могильник бронзовой эпохи, 2-го тысячелетия до нашей эры, а затем несколько   более древняя Левшинская стоянка конца каменного века близ Перми.

Но в 1938 г. московским археологом   М. В. Талицким в низовьях   Чусовой была открыта стоянка древнекаменного века, более северная, чем Карачаровская. Этот «рекорд» продержался   более двадцати лет.

В конце 50-х и 60-х годов развернул    археологические  исследования Коми филиал   Академии   наук СССР. Его Печорским отрядом, точнее,   геологом Б. И. Гуслицером и археологом В. И. Канивцом, неожиданно   для  мировой науки была   исследована стоянка   древнекаменного века в Медвежьей пещере на р. Печоре, а затем еще более древняя стоянка под многометровой толщей речных отложений у д. Бызовой, выше г. Печоры. Это последнее   открытие, сделанное геологом Гидропроекта Е. М. Тимофеевым, показало, что вдоль западных склонов Урала процесс первоначального   расселения людей шел   относительно быстро и достиг от­носительно  высоких   северных широт еще 20—25 тысяч лет тому назад.

Последней сенсацией в исследованиях на Печоре, имеющей, безусловно, мировое значение, оказалась находка тем же Е.М. Тимофеевым следов гораздо более древних, еще неандертальских   людей под Крутой Горой у г. Печоры и у д. Коровий Ручей близ Усть-Цильмы Коми АССР. Видимо, люди еще по крайней мере 50.000 лет тому назад увидели необозримую гладь  Северного Ледовитого океана.

Этот вывод многим ученым казался невероятным. В изучении европейского палеолита эта сенсация за последние годы была едва ли не самой крупной, поэтому было решено провести на указанных памятниках коллективную консультацию с участием   многих крупных ученых — археологов и геологов. Она состоялась в форме полевого семинара, организованного Коми филиалом Академии наук,   институтом Гидропроект и комиссией по изучению четвертичного периода Академии   наук СССР (Москва).

В семинаре,  открытом председателем президиума Коми филиала АН СССР В.П. Подоплевовым, приняли участие сотрудники указанных учреждений, а также институтов археолог им Москвы, Ленинграда и Киева, геологического  института АН, Ухтинского геологического управления, Башкирского филиала АН, других научных и научно-производственных    учреждений, а также Коми государственного  пединститута, Коми республиканского музея, Воркутинского краеведческого музея.

Между 5 и 14   августа мы проехали по   Печоре свыше   500   километров,

Окаменелости

 осмотрели   все наиболее важные места находок и обнажения   геологических слоев. Каждый вечер в салоне теплохода мы вели обсуждение увиденного за день, нередко переходившее в горячие споры. Особенно много их было среди геологов, изучающих историю позднейшего,   четвертичного, или антропогенного, периода на европейском Севере.

На итоговом заседании был принят ряд ответственных решений.

В отношении древнейших следов человека была единодушно признана    достоверность сделанных на Печоре находок и принадлежность их к эпохе среднего палеолита, к так называемой мустъерской культуре, т. е. ко времени 70—50 тысяч лет тому назад.

Возможность столь раннего проникновения людей на крайний северо-восток Европы следует объяснять континентальностью    климата  Приуралья.   Отсутствие достаточного количества   атмосферной влаги обусловило меньшее развитие  материковых льдов той эпохи в этих областях. 

В то время как Северо-Запад десятки  тысячелетий был покрыт   мощной толщей материковых льдов, сползавших с возвышенностей Шпицбергена и 

Бивень мамонта

Скандинавии, Северо-Восток рано освободился от них, был заселен  растительностью и животными.

В заключение   хочу от имени своего и своих товарищей - участников   семинара выразить глубокую благодарность его организаторам, и прежде   всего Коми филиалу   Академия наук СССР, институту Гидропроект и Четвертичной комиссии АН СССР за предоставленную нам возможность познакомиться с научными объектами по берегам Печоры, а также команде теплохода «ВТ-50» за отличное обслуживание нашего временного научного коллектива.

О. Бадер