Носить ли больнице имя Данишевского?

  

Печора июля - августа 1950 года бурлила тысячами железнодорожников всех рангов и служб. В столовых, Доме культуры, на улицах - железнодорожные 

Здание больницы

разговоры. В отделении дороги, в Политотделе, Райпрофсоже не пройти. У кабинетов - очереди. Оформления, назначения, инструктажи, встречи.

Орггруппа Врачсанслужбы жила в классном санитарном вагоне, который стоял в северном тупике. В медпункте вокзала старый знакомец, печорский старожил фельдшер Федор Михайлович Мелехин сказал, что группа работает днем в поликлинике, которая расположена в старом бараке (на месте теперешней контейнерной площадки). 8 августа утром я был там.

Надо немедленно приступить к организации учреждения, ставить аппарат больницы, бухгалтерию, учет, сказали мне и передали приказ о моем назначении, штатные расписания, сметы, директивные материалы и папку с инструкциями и бухгалтерской документацией. Здесь же познакомился с ранее прибывшей, еще в июле, из Риги врачом Надеждой Терентьевной Абрамовой.

В конце рабочего дня собрались все вместе, т.е. заместитель НВС А. П. Педан, В.И. Орехов, Л.И. Алексеева и я. Написали первый приказ, составили распорядок дня поликлиники, распределили врачебный прием среди наличного состава врачей, и на 9 августа назначили нормальный рабочий день поликлиники.

Утром 9 августа с инспектором службы И. Корнем поехали в Канин. Вернее, пошли пешком, т.к. тогда автобусов в Печоре не было, изредка ходили несколько грузовичков, перевозящих грузы. Преобладал гужевой транспорт. В районном финансовом отделе, в местном отделении Госбанка — уйма железнодорожников, регистрирующих штаты, сметы, открывающих расчетные счета в банке. Вместе с Корнем и подоспевшим Ореховым быстро зарегистрировали расходные сметы, штаты лечебного объединения и его подразделений без единого возражения и исправления. Зав. РайФО подписал, тиснул печать, с чувством поздравил и сказал: «Живите, развивайтесь на печорской земле. Теперь мы заживем большой жизнью».

Не менее доброжелательно нам открыли текущий счет в Отделении Госбанка, и я получил первую чековую книжку и разные банковские бланки. Возвратились из Канина, празднично пообедали в столовой. А в своем бараке-поликлинике застали большое оживление. В коридоре сидят первые посетители. Из кабинетов показываются врачи, в процедурке  и физиотерапии хозяйничает Клавдия Тимофеевна Посадская. Все в обычной одежде, без белых медицинских халатов. За загородкой сидит первая медицинская регистраторша Нина Маскина. В канцелярии шумно: прибыла новая группа медиков.

Подобрались и санитарки. Не уходя домой до поздней ночи, они все

Старое здание бухгалтерии больницы

 подготовили к приему посетителей на следующий день. Медицинские халаты, белье, инвентарь — всё было размечено и распределено по кабинетам.10 августа наш медицинский персонал приступил к работе в соответствующем виде, т.е. в белоснежных новеньких халатах. Все столы накрыты белыми простынями, на окнах белые занавески, а наши посетители — железнодорожники — с гордостью говорили: «Вот теперь наша поликлиника заработала по-настоящему, и болеть легче. Еще не так развернемся, и у нас будет красивая поликлиника».

Первые недели были очень трудными. Персонал совершенно новый, приезжий, преимущественно молодой, в первый раз в жизни на Севере. Восторгается белыми ночами, но опыта мало, город не знает, а вызовы надо обслуживать. Зато много энтузиазма, задора, дружбы и настойчивости.

В конце августа прибыл начальник лечебного объединения Василий Александрович Плисов. Опытный организатор здравоохранения, имевший большой опыт руководства медицинскими учреждениями на железной дороге, он хорошо знал железнодорожную специфику и технологию.  Коллектив вздохнул свободней.

Центральный вопрос, стоявший перед нами, — вопрос о стационаре. Все службы отделения дороги были укомплектованы и развернули нормальную деятельность. Железнодорожное население увеличилось. Ехали в Печору семьи, дети, дедушки и бабушки. Нужно было полноценное обеспечение здравоохранения. Стационар стал вопросом жизни. Им занимались не только руководители лечебного объединения, но и руководство отделения дороги, По­литотдел,   Райпрофсож, Врачсанслужба, Управление дороги и МПС. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 19 июля 1950 года должна строиться в Печоре больница. Но пока суд да дело, нужен был хотя бы небольшой стационар. Плисов добился выделения трех квартир в жилом доме. Радость была большая. Начали оборудовать стационар: в двух трехкомнатных квартирах развернули 18 терапев­тических коек, в двухкомнатной квартире — железнодорожную аптеку. 26 декабря 1950 года торжественно написали, и не менее торжественно Плисов подписал и торжественно объявил:

«Приказ № 72, 26 декаб­ря 1950 года. В связи с предстоящим открытием больницы и организационным периодом больничного хозяйства назначаю:

1. Врачом терапевтического отделения врача Данишевского Г.М. с переводом его из штата поликлиники в штат больницы с 25 декабря с. г. Оклад тот же согласно законоположению.

2. Врачом-хирургом — врача Зеброва А. Г., по совместительству на полную ставку.

Завхозом больницы утвердить Цагалова В.А».

Мы начали разворачивать плечи.

      

Коншин А. Начиналось так: из записок главбуха // Печор. время. – 2000. – 15 сент.  

      

Главные врачи больницы в разные периоды:

·        В.А. Плисов – 1950 – 1958

·        Н.Т. Абрамова – 1958 – 1961

·        Г.И. Янковский – 1961 - 1964

·        Н.Г. Марченков – 1964 – 1970

·        С.Д. Козенюк – 1970 – 1987

·        В.Г. Цыбулько – 1987 – 2000

·        А.Т. Магомедов – с 2000

 

Из архива // Печор. время. – 2000. – 15 сент.

 

— Какие бы вывески не были на фасаде больницы, ее вот уже полвека на­зывают в Печоре «восьмой» или «железнодорожной». А в официальных бумагах она значится как «Отделенческая больница станции Печора». Почему такой разнобой? И не только коллектив станции обслуживает больница?

— «Восьмерка» приклеилась к больнице с тех давних-давних времен, когда только вводилась в эксплуатацию железная дорога до Воркуты. Существовали тогда порядковые номера подразделений железнодорожных структур. Так и появилась «восьмерка». Поскольку больница была создана для обслуживания работников железнодорожного транспорта, то и стала она в быту «железнодорожной», в отличие от больницы водников. А станция Печора в наименовании больницы — понятие скорее географическое, а не определяющее сферу ее деятельности.

Так что остались мы «восьмой больницей» в бытовом сознании печорцев, так сказать, исторически.

Но не это ведь главное. Важнее всего, что на протяжении полувека коллектив работал с полной отдачей сил. Достаточно сказать, что только поликлиника наша за эти годы обслужила более 4 млн. человек, а в стационаре пролечено около 250 тысяч больных.

В больнице трудятся высококвалифицированные специалисты. 80 процентов медработников имеют квалификационные категории, у четырех врачей — высшие квалификационные категории, двое являются заслуженными врачами РК, еще двое награждены знаком «Почетный железнодорожник», лауреатом премии ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта в 2000 году стал заместитель главврача больницы В.М. Перминов.

Большой вклад в развитие ее внес С.Д. Козенюк, возглавлявший ее с 1970 года в течение 16 лет. В это время не только укреплялась материальная база, но и решались социальные вопросы. Так, был построен 32-квартирнный дом для сотрудников больницы, в коллектив влилась большая группа молодых специалистов.

В настоящее время отделенческая больница станции Печора является организационно-методическим центром лечебных учреждений Воркутинского отделения Северной железной дороги.

— Ну, а нынешний день больницы каков? Времена-то ведь вон как изменились.

— Очень сложный период у нас сейчас, очень трудный, как и в целом по стране. В основном, конечно, из-за недостатка финансирования. Оно ведь идет из средств Северной железной дороги. Финансируются только расходы на заработную плату, а на содержание больницы, приобретение оборудования — это уж, где что достанем, убедим, уговорим. Все, конечно, из средств «дороги».

Большую поддержку оказывает нам администрация МО. Глава администрации А.И. Лобастов очень внимателен к нашим проблемам. Так, содержание части коек в этом году включено в муниципальный заказ, а значит, соответственно и финансируется.

— А вообще-то, на сегодняшний день нужна ведомственная, железнодорожная медицина? Может, дешевле ее просто отменить?

— Греф именно так и предлагает в своей экономической рыночной программе, предложенной Российскому Правительству. Он железнодорожное здравоохранение просто вычеркивает, но отменять железнодорожную медицину нельзя. Она рождена требованиями жизни, реальности. В этом смысле пока ничего не изменилось. Железнодорожники ведь работники особой категории, если смотреть с точки зрения безопасности на транспорте. Отсюда и вытекает особое, пристальное и специфическое медицинское обслуживание тех, кто обеспечивает транспортный процесс. Особые проверки, анализы, наблюдения. Обычная больница к этому просто не приспособлена.  

Словом, железнодорожную медицину в целях экономии можно, конечно, отменить. Только как бы эта экономия не обернулась катастрофическими последствиями.

 

Цыбулько В.Г. Традициям не изменим // Печор. время. – 2000. – 15 сент.