Музей
«Покаяние»
города
Печоры
организован
в марте 2000
года в
соответствии
с
постановлением
Главы
Республики
Коми от 31 мая 1999
года «Об
увековечении
памяти
жертв
политических
репрессий».
Первая
экспозиция
музея
построена
на основе
уникального
лагерного
архива
сельхозлага
«Кедровый
Шор»,
насчитывающего
более
2000
подлинных
документов.
Эти архивы,
касающиеся
хозяйственной
деятельности
лаготделения
и
датированные
1940 - 1953 гг., позволяют
реконструировать
многие
стороны
лагерной
жизни.
Авторы
экспозиции
ставили
перед собой
цель не
просто
рассказать «Историю
одного
лагеря», но
сделать
этот
исторический
материал
актуальным
для
современников,
показать,
что
ценности
тоталитаризма
продолжают
жить в нашем
обществе. И
только при
активном
участии
граждан в
демократических
преобразованиях
мы можем
избежать
повторения
страшного
прошлого.
В
планах на
будущее -
создание
единого
музейного
комплекса:
это само
здание
музея,
находящееся
на
территории
бывшей
рабочей
зоны
Печорлага.
Примыкающий
к нему сквер
может быть
использован
для
создания
мемориального
комплекса
первостроителям
города,
заключенным
Печорлага.
Главная
задача,
которую
ставит
перед собой
музей -
участие в
восстановлении
исторической
правды о
преступлениях
тоталитарного
режима,
распространение
идей
правового
государства,
где главной
ценностью
будет
|
Афанасьева
Т.Г. |
жизнь
человека и
его достоинство.
Открытие
музея «Покаяние»
состоялось 30
октября 2001
года.
Директор
музея –
Афанасьева
Татьяна
Геннадьевна.
Идея
создания
музея
зародилась
с начала
перестройки,
когда в
городе
появилась
общественная
организация
«Мемориал»,
основателем
которой был
В. Чиванов.
Благодаря
членам
общества
стал
формироваться
фонд
экспонатов
по
соответствующей
тематике.
Тогда
открылась
первая
выставка
под
названием «Документы
свидетельствуют»,
где были
показаны
первые
коллекции
по теме
репрессий.
Они
постоянно
росли, тогда
и возникла
необходимость
создания
музея «Покаяние».
Один
кедровошорский
архив
насчитывает
более 2 тысяч
подлинных
документов.
Кроме
того, музей
располагает
уникальными
экспонатами,
которые
можно
отнести к
вещественным
материалам:
это рабочее
кресло
академика Л.
Зильбера,
любезно
предоставленного
работниками
СЭС
железнодорожной
части,
фрагмент
рельса со
штампом «Завод
им. И.В,
Сталина. 1941
год», крест
репрессированного
священника.
Есть
в фонде
рисунки,
акварельные
работы
художников,
отбывавших
свой срок в
Печорлаге.
Первая
экспозиция
занимает
площадь
одной
комнаты, и
она
организована
так, что
объемных
предметов в
ней не будет.
Вдоль стен,
имитирующих
лагерный
забор с
протянутой
вдоль него
колючей
проволокой,
располагаются
музейные
витрины, в
которых под
стеклом
выставлены
подлинные
документы
из
кедровошорского
архива. Идея
архитектурно-художественного
решения
организации
музея
принадлежит
художнику
Печорского
историко-краеведческого
музея
Борису
Иванову.
Афанасьева
Т. Нельзя
повернуть
назад:[Беседа
с
директором
музея «Покаяние»
Т.
Афанасьевой
/ Вела беседу
Т. Юрченко] //
Печор. время.
– 2001. – 30 окт.
|