|
|
|||||
![]() |
||||||
«Я
из века из
девятнадцатого, Я сбежала
оттуда
тайком…»
Стихи
— это
своеобразный
дневник,
куда вписывается
самое
сокровенное,
то, в чем даже
себе не
всегда
признаешься.
Они
отражают
жизнь, но не
как зеркало,
а как линза,
выхватывая
и увеличивая
самое
главное и отбрасывая
все
второстепенное.
И все же в них
— душа
автора. «Я
сбежала» —
эта мысль
повторяется
в нескольких
стихотворениях
сборника В.Н.
Мурашовой,
на ней
строится образность
большей
части
стихов.
Самые
частые образы
— паруса,
корабли — «Яхта
с
серебряными
парусами из
вечности в
вечность
плывет!».
Паруса
всегда
полны ветра,
они несут в
неведомую
даль, уносят
от всех
тревог. Ветер
—
классический
образ —
означает
перемены. По
всему видно,
что душа
только их и
ждет. Паруса,
полные
ветра,—
синоним
полнокровной
жизни. В
стихотворении
«Песня о
Печоре» даже
город «Над
речными
просторами
он поднял
паруса».
Постоянное
движение,
неугомонное,
вечный
поиск чего-то:
то несут «шальные
скакуны», то «одинокие
поезда
заплутали в
ночи бесследно»,
то корабли и
паруса... Куда
бежим? Куда
плывем?
Остановка — «надолго
ли это, не
знаем мы
сами», но
конец
всегда один:
«Алым
парусом
вспыхну в
темени». Самый
яркий образ
этого
сборника, на
мой взгляд,
сложился в
стихотворении
«Баллада о
Печоре»:
Ах,
Печора,
сторонка
моя, Городские
черты... Босоногой
девчонкою Вышла
на берег ты...
Стихотворение
буквально
заполнило
меня
ностальгией
по месту, где
я никогда не
была, ведь
мне знакома
лишь современная
Печора, «взрослая
модница».
Возникло
ощущение,
как у
ребенка, когда
он узнает,
что его мама
тоже когда-то
была маленькой.
Этот образ
вошел в мою
душу: такой
он емкий и
оригинальный.
Так и
захотелось
пробежать в
босоножках
по дощатым
тротуарам. Широко
разворачивается
метафора в
стихотворении
«Осень».
Закаты — «золотисто-багряные
сваты. Осень-девицу
гонят к
венцу.
Выдают за
Мороза...» Все,
как в
детской
волшебной
сказке. И, как
в детстве, в
душе что-то
отозвалось,
сочувствуя
девице-осени.
Извечная
борьба за
добро и справедливость,
неприятие
лжи и
лицемерия.
«Чтоб
весною,
вдруг взять да
опомниться. И
из стылой
постели... сбежать».
Неизменный
оптимизм
присущ
почти всем
стихотворениям
В.Н. Мурашовой.
Всегда
сквозь «сырой
туман»
окаменелый «серпик
новой
звезды
светлеет». «В
монолите
зимнего
холода,
словно
трещинка, —
запах весны»,
а «сквозь
метель поют
воды вешние».
Частые
образы
тумана, метели
никогда не
господствуют
в
стихотворении.
«Мне не уйти
от
сложностей.
Господи! Дай
мне стойкости!»
— говорится
в «Лесной
молитве». И
из этих
стихов
оптимизм
можно
черпать
пудовым
ковшом, а там
и не убудет.
«Я
вам сейчас
расскажу, Как не
умею я
хмуриться...»
Вообще,
все
стихотворения
этого
сборника несут
такой заряд
доброты,
теплоты! Они
«ласковые и
милые...,
дающие смелость
и силы» не
только
автору, но и
мне, читателю. Стихи
могут
обманчиво
показаться
простыми, почти
случайными,
но если
вглядеться,
вчитаться
повнимательнее,
то виден их
глубинный
смысл. Лично
меня
поражает
способность
одним
словом охватить
чувство,
одним стихотворением
— целую
эпоху жизни.
Яркость, глубина
образов
наполняют
строки
жизнью, а они,
в свою
очередь,
вызывают
бурю эмоций,
ощущений,
ассоциаций. Мне
в жизни
очень везет
на хороших
людей. На
этот раз
посчастливилось
работать с
Верой
Николаевной.
Я очень
благодарна
судьбе за
встречу с
этим
удивительным,
талантливым
и очень добрым
человеком.
Хотелось бы
как можно
дольше черпать
знания, опыт
и
профессионализм
от общения с
Верой
Николаевной
Мурашовой,
членом Союза
журналистов
России.
Спасибо ей
за все! Терентьева
Е. Как птица
легка и
неугомонна //
Печор. время.
– 1999. – 20 янв. |