«Я из века из девятнадцатого,

Я сбежала оттуда тайком…»

 

Стихи — это своеобразный дневник, куда вписывается самое сокровенное, то, в чем даже себе не всегда признаешься. Они отражают жизнь, но не как зеркало, а как линза, выхватывая и увеличивая самое главное и отбрасывая все второстепенное. И все же в них — душа автора.

«Я сбежала» — эта мысль повторяется в нескольких стихотворениях сборника В.Н. Мурашовой, на ней строится образность большей части стихов. Самые частые образы — паруса, корабли — «Яхта с серебряными парусами из вечности в вечность плывет!». Паруса всегда полны ветра, они несут в неведомую даль, уносят от всех тревог. Ветер — классический образ — означает перемены. По всему видно, что душа только их и ждет. Паруса, полные ветра,— синоним полнокровной жизни. В стихотворении «Песня о Печоре» даже город «Над речными просторами он поднял паруса». Постоянное движение, неугомонное, вечный поиск чего-то: то несут «шальные скакуны», то «одинокие поезда заплутали в ночи бесследно», то корабли и паруса... Куда бежим? Куда плывем? Остановка — «надолго ли это, не знаем мы сами», но конец всегда один: «Алым парусом вспыхну в темени».

Самый яркий образ этого сборника, на мой взгляд, сложился в стихотворении «Баллада о Печоре»:  

  

Ах, Печора, сторонка моя,

Городские черты...

Босоногой девчонкою

Вышла на берег ты...  

  

Стихотворение буквально заполнило меня ностальгией по месту, где я никогда не была, ведь мне знакома лишь современная Печора, «взрослая модница». Возникло ощущение, как у ребенка, когда он узнает, что его мама тоже когда-то была маленькой. Этот образ вошел в мою душу: такой он емкий и оригинальный. Так и захотелось пробежать в босоножках по дощатым тротуарам.

Широко разворачивается метафора в стихотворении «Осень». Закаты — «золотисто-багряные сваты. Осень-девицу гонят к венцу. Выдают за Мороза...» Все, как в детской волшебной сказке. И, как в детстве, в душе что-то отозвалось, сочувствуя девице-осени. Извечная борьба за добро и справедливость, неприятие лжи и лицемерия.  

 

«Чтоб весною, вдруг взять

да опомниться.

И из стылой постели...

сбежать».  

 

Неизменный оптимизм присущ почти всем стихотворениям В.Н. Мурашовой. Всегда сквозь «сырой туман» окаменелый «серпик новой звезды светлеет». «В монолите зимнего холода, словно трещинка, — запах весны», а «сквозь метель поют воды вешние». Частые образы тумана, метели никогда не господствуют в стихотворении. «Мне не уйти от сложностей. Господи! Дай мне стойкости!» — говорится в «Лесной молитве». И из этих стихов  оптимизм можно черпать пудовым ковшом, а там и не убудет.  

  

«Я вам сейчас расскажу,  

Как не умею я хмуриться...»  

 

Вообще, все стихотворения этого сборника несут такой заряд доброты, теплоты! Они «ласковые и милые..., дающие смелость и силы» не только автору, но и мне, читателю.

Стихи могут обманчиво показаться простыми, почти случайными, но если вглядеться, вчитаться повнимательнее, то виден их глубинный смысл. Лично меня поражает способность одним словом охватить чувство, одним стихотворением — целую эпоху жизни. Яркость, глубина образов наполняют строки жизнью, а они, в свою очередь, вызывают бурю эмоций, ощущений, ассоциаций.

Мне в жизни очень везет на хороших людей. На этот раз посчастливилось работать с Верой Никола­евной. Я очень благодарна судьбе за встречу с этим удивительным, талантливым и очень добрым человеком. Хотелось бы как можно дольше черпать знания, опыт и профессионализм от общения с Верой Николаевной Мурашовой, членом Союза журналистов России. Спасибо ей за все!

      

Терентьева Е. Как птица легка и неугомонна // Печор. время. – 1999. – 20 янв.