«Когда кипят сирени,

Суля поэтам пищу,

Мне чудится: сирены

Свою добычу ищут».

   

Читала женщина чуть-чуть нараспев, и зал, превратившись в слух, внимал ее голосу. Казалось, что в притихшей полутьме распространяется запах пушистых гроздьев.

Говорят, чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть. Увы, не всегда. Можно годами работать бок о бок, хлеб-соль отведывать, но не быть уверенным в том, что знаешь коллегу от и до. Общаясь с Ириной Даниловой, убеждаешься - «должна быть в женщине какая-то загадка». Журналистская поденщина не оставила на ней своего прагматичного опечатка. Не приземлили семейные заботы. А ведь могли бы. Супруг, Анатолий Данилов, основатель школы самбо, воспитавший мастеров, чемпионов — в постоянных разъездах. У них растут трое детей — Зарема, Ольга, Борис. И материнскую поэму надо писать еженощно, ежедневно.

Но недавно в Санкт-Петербурге вышел первый поэтический сборник Ирины «Серебряное эхо». Небольшой тираж: тысяча экземпляров, но и в этом — своя прелесть, которую можно сравнить разве что с камерным исполнением. На какого слушателя рассчитан сборник? Сама Ирина с улыбкой отвечает так: На тонкую душу, а не толстую кожу».

Наш разговор с ней состоялся в школьной библиотеке, где после длительного отпуска работает моя коллега. Наблюдая за общением Ирины Викторовны с детьми, не кажешь, что это не ее стихия. Здесь для меня открылась еще одна ее загадка. Но вернемся к поэзии.

— Ирина, по какому принципу шел отбор новых стихов для первого сборника?

— В него вошли и стихи последнего десятилетия, и написанные совсем недавно. Отбирались самые лучшие, а сборник получился, как поэтическая персональная выставка. Последуют ли остальные? Вполне возможно, хотя таких конкретных задач я не ставлю. Для меня первично состояние уши, а не количество. Отношу свою работу к любительской поэзии, так как пишу не по заказу. С другой стороны, понимаю, что в ей должна присутствовать хорошая редакторская рука.

— Следовательно, для тебя главное — процесс, а не результат?

— Каким бывает этот процесс, тебе известно, но мы знаем и то, что для окружающих он утомителен. Тут невольно вспомнишь чеховскую героиню и что с ней стало. Поэзия не терпит суеты, но если хочешь, чтобы капризная Муза тебе не изменила, постоянно держи руку на пульсе. Чем серьезнее пишешь — тем отчетливее видишь результат и потери. После очередного стихотворения, как после статьи, чувствуешь себя выжатым лимоном. За состояние творческого полета надо платить. Но когда речь идет о душе, эти силы быстро восстанавливаются в общении с природой, близкими нам людьми, словом, благодаря тем положительным эмоциям, которые отпущены в этом мире. Против я, пожалуй, одного: искусственного создания творческого состояния.

Муза непостоянна, нельзя ей позволять уходить. Иногда нужно тут же откликнуться и записать. Велик риск не дождаться озарения вновь. Останется память, ощущение дождя, зубриночка, которая будет долго ныть.

— «Снега ромашкового поля», «Город мой на костях, словно храм на крови», «Серебряная ветка серебряной Марины». Откуда приходят к тебе эти образы?

— Не прекращаются споры о том, что нашептывает поэтам их строки? Может — высший разум, Бог, собственный мозг. Они так же бесконечны, как споры о пришельцах из космоса или судьбе человечества. Необъяснимое по-своему прекрасно. Редко встречающееся в природе по своей возвышенности чувство, когда хорошо пишется, я очень ценю и отношусь к нему трепетно. Для меня осень — самая богатая на образы пора. Наверное, потому, что сама я осенняя, и все важные события в жизни связаны с этим временем года.

— Творчество в нашем расчетливо-рыночном мире — это спасение или заведомый уход в нереальность?

— Это дар, помогающий жить, расти, формировать свою личность. Не хочу обижать остальных, но творческая натура, безусловно, ярче видит мир. Однако, если бы я сказала, что поэту неважно - будут ли его читать или нет, то слукавила бы. Помимо творчества у него есть земное предназначение. Если ребенок хочет есть, а поэт не может реализовать свой товар, потому что ему не дана предпринимательская струнка, от этого никуда не сбежишь.

Мастера поэтического цеха нуждаются в общении. Чем был для тебя последний семинар, проходивший в Сыктывкаре с участием преподавателей Литературного института?

— Хорошим разбором «полетов». На нем мне помогли тем, что подсказали, как с наименьшими затратами издать сборник. Это необходимо было сделать, ведь неопубликованные стихи, как нерожденные дети, оставляют ощущение пустоты. Семинар был для меня и немалым отражением: 16 участников и ни одного похожего. Север открылся гостям из Москвы неожиданной гранью, показав, что находится на высоком уровне духовности. Я радуюсь, что нахожусь в обществе поэтов, имеющих большой творческий потенциал. Радуюсь за наше поколение, родившееся в конце 50-х и за более молодых - им есть что сказать.

— Ирина, у тебя есть свой читатель в городской газете, не говоря уж о том, что твоя работа ответственного секретаря имеет неповторимый почерк. Каковы планы?

— У каждого богомольца свой монастырь, и если бы в Печоре были другие издания, я, наверное, поступила бы по-другому. Журналистика остается со мной, как диплом МГУ. То, что когда-то вошло в жизнь, не вырвешь. Даже сейчас, работая в библиотеке, оцениваю события с профессиональной точки зрения.

Хотелось бы закончить разговор тем, что любит моя героиня. Осенью. Есть в сборнике «Серебряное эхо» стихотворение:  

 

А осень милости не просит.

Последний дождь.

А завтра снег.

И город белый плед набросит.

А осень милости не просит.

Не остановит время бег.

Уступит место и уйдет.

Уж о зиме все разговоры.

И никакого в том укора,

А вместо слез-дождинок — лед.

Но только вдруг среди зимы

Напомнит гроздь рябины алой,

Что осень тоже в нас звучала,

И как ее любили мы.

Такой вот дивный амулет,

Зиме оставленный в наследство.

И можно лишь расслышать сердцем

Застывший осени сонет.

    

Глущенко Р.     Серебряное эхо серебряного века // Республика. – 1996. – 8 нояб. – (Портрет в интерьере).