56 тысяч солдат ушли на фронт с территории Кожвинского райвоенкомата во время Великой Отечественной войны. По боевым меркам такого количества 

Прощание с полком авиаторов

призывников хватило бы для формирования двух полнокровных армий матушки-пехоты. Трагичны судьбы солдат, ставших под ружье с отсроченными приговорами «троек», особых совещаний «в связи с уходом на фронт», а таковых было преобладающее число среди 56 тысяч.

Пополнявшие 29-ю запасную стрелковую бригаду, которая формировалась в Вологде, они оказывались в маршевых ротах, штрафбатах. Их бросали в самое пекло боёв, не жалея, не щадя изначально обреченной живой силы. А они шли вперед, форсируя водные преграды, беря безымянные высотки, освобождая города.

Среди призывников Кожвинского райвоенкомата (а сюда входили территории современных Печоры, Инты и Воркуты) — три Героя Советского Союза. Это воркутинский шахтер Иван Самсонович Гаврилов, начальник базы интинского строительства Максим Петрович Бочариков, путеец со станции Кожва Алек­сей Иванович Черкасов. Вечная память им всем: и не дожившим до Победы, и увидевшим праздничный салют весны 45 года, но ушедшим вслед за своими взводами, ротами, батальонами!

С окончанием Великой Отечественной войны не закончилась военная биография города. Во время парада, посвященного 50-летию великой Победы, над Печорой взмыл в небо самолет радиолокационного дозора и наведения — «А-50», сопровождаемый звеном истребителей «СУ-27». В командирском кресле находился заслуженный летчик России, ветеран войны в Афганистане, полковник Н.Н. Антамонов. Командир единственного в стране полка самолетов, называемых «русскими АВАКСами», направил свою машину на Москву, где над Поклонной горой «А-50» совершил показательный полет.

Еще несколько лет назад об этих самолетах было известно немного. В 1984 году полк получил свой первый «А-50» — детище конструкторского бюро «Вега-М». А только в 1992 году на московском авиашоу миру было представлено современнейшее средство ведения радиолокационной разведки, контроля воздушно­го пространства, оповещения и управления авиацией. С аэродрома Березовка взлетали на авиашоу-92 летчики полка, впрочем, как и для участия в крупномасштабных учениях Российской армии под кодовым названием «Щит», несения боевого дежурства в зонах локальных конфликтов.

Летчики, специалисты радиотехнических комплексов всегда с блеском выполняли свою задачу, будь то обычное полетное задание или единоборство с условным противником. В конце 1991 года экипаж под командованием подполковника Б. Дунилова, совершая полет на военно-транспортном самолете «Ил-76», сумел в экстремальной ситуации благополучно посадить машину в пункте назначения. Командир экипажа подполковник Борис Дунилов, помощник командира старший лейтенант Валерий Кислицин, штурман корабля капитан Сергей Мартынов, бортинженер капитан Павел Осадчий были награждены орденом «За личное мужество», медаль «За отвагу» получил прапорщик Игорь Бойчук. Возможно, недалек тот день, когда на околоземную орбиту выйдет космический корабль с Юрием Лончаковым на борту.

Несколько лет он проходил службу в полку, затем с отличием окончил академию им. Ю. Гагарина и в 1998 году был зачислен в отряд космонавтов.

Всякий раз, выводя на «рулежку» белоснежную машину с полусферой-антенной над крыльями, летчики знали, что, несмотря ни на какие погодные условия, взлетно-посадочная полоса будет готова к выполнению полетного задания. Специалисты авиационно-технической базы во главе с подполковником Владимиром Тызиным делали все возможное, а порой и невозможное для благополучных взлетов и мягких посадок. Девять месяцев в году, с сентября по май круглосуточно дежуря, аэродромно-эксплуатационная рота обеспечивала безупречное состояние полосы. Кстати, в свое время аэродром, построенный неподалеку от реки Каменки, не был предназначен для самолетов типа «Ил-76», на базе которых созданы «А-50». Почти с нуля начали военнослужащие авиационно-технической базы, сопровождавшие полк еще с 1980 года, чтобы довести аэродром «подскока» до высоких требований «А-50». За считанные годы специалисты сумели создать целую инфраструктуру, позволяющую обслуживать современные самолеты. Много сделали для этого начальник автотранспортной службы майор Б.Г. Кулик, начальник службы авиационного вооружения майор И.Б. Проворов.

Октябрь 1989 года — август 1998-го — этот отрезок из 32-летней истории полка «русских АВАКСов» связан с печорским небом. Пусть чистым оно остается для этих машин и над Иванове, куда они передислоцированы согласно директиве Министерства обороны и Генерального штаба.

На печорской земле завершили свой ратный путь два замечательных полка — зенитно-ракетных и радиотехнических войск. Дата рождения полка ЗРВ приходится на октябрь 1939 года, когда по решению Военного совета Северного флота в поселке Мураши, что около Мурманска, был сформирован Отдельный артиллерийский зенитный дивизион. За всю свою почти 60-летнюю службу зенитчики на боевых стрельбах получили лишь однажды оценку «хорошо». Всегда стреляя на «отлично», они без промаха били по врагу. Отражено свыше 300 налетов, сбито 29 самолетов противника — такой счет батареи записали в свою пользу по истечению Великой Отечественной войны. За милую душу горели «юнкерсы», «хейнкели», «мессершмитты», сбитые боевыми расчетами над Мурманском. 20 марта 1943 года зенитчики были удостоены ордена Боевого Красного Знамени. На заключительном этапе Великой Отечественной войны они принимали участие в наступлении Карельского фронта на полуострове Рыбачий, освобождали норвежский город Киркенес, прикрывая наши войска от авиации противника. «Полк прикрытия» — так его называли в среде военных печорского гарнизона. Вооруженный современными зенитно-ракетными комплексами С-200, С-300, он действительно прикрывал этот уникальный город с воздуха.

5 февраля 1998 года полк был снят с боевого дежурства, но на этом не завершается его история. Легендарное знамя с завоеванным в боях орденом возвращается на родину полка и еще послужит другому воинскому коллективу, который продолжит заполнять страницы славы ракетчиков, как это делали воины Печоры под началом полковника А.Э. Семенова. В 1997 году на Государственном полигоне первой ракетой была поражена учебная цель, за что полк получил благодарность министра обороны. Командовал дивизионом подполковник О.Н. Зуев.

45 лет контролировал воздушное пространство от Новой Земли до Пскова полк радиотехнических войск. Люди с молниями в петлицах обеспечивали выполнение не только боевой задачи, но и вместе со службами управления воздушным движением гражданской авиации были гарантами безопасности полетов пассажирских и транспортных воздушных судов, контролировали особо важные рейсы. Личный состав полка, принимая участие в тактических учениях «Арк­тика», «Урал» и «Север», получал только оценки «отлично».

На его счету — успешное выполнение боевых задач на Государственном полигоне по обеспечению боевых стрельб зенитно-ракетных войск (1985, 1990, 1991 гг.).

6 марта 1998 года личный состав простился с Боевым Знаменем полка. Символ ратных традиций этого славного воинского коллектива, занесенного еще в 1974 году в Книгу почета Краснознаменного Уральского военного округа, передан в архив Министерства обороны РФ. А 60 офицеров, сержантов, прапорщиков и военнослужащих контрактной службы были награждены медалями. Полк, давший армии воинские династии, среди которых Айсины, Логачевы, прекратил свое существование. Но офицеры даже в запасе остаются офицерами. Майоры С.М. Корольков, С.П. Потапов, С.М. Почекутов, А.А. Пантелеев, которые отдали службе в Вооруженных Силах не только годы жизни, но и нечто большее — свою судьбу, знают, что Российская армия всегда будет нужна стране.

          

Глущенко Р. Звезда Победы нам свети // Печора молодости нашей. – Печора: Изд-во «Печорское время», 1999. – С. 14.