1945 год. Страна одержала Победу в Великой Отечественной войне. А в небольшом северном поселке на левом берегу Печоры родился мальчик Толя Иконников. Рос он, как и все послевоенные дети. Зимой бегал в валенках, на которые весной и осенью надевались высокие красные калоши, издали выглядевшие этакими гусиными лапками. Видимо, с тех пор и до настоящего времени у А. Иконникова в разговоре проскальзывает выражение: «А при чем тут рваные калоши?»

Когда Толе исполнилось три года, отец Иван Васильевич поехал в Киров к знакомому мастеру высочайшего класса по изготовлению гармоник и баянов и заказал для любимого сына гармошку «Хромку» — 25х25. Тот постарался на славу, вложил в нее всю душу. Гармонь красного цвета была отделана моржовой костью, на правой стороне корпуса сверкали инкрустацией Спасская башня Кремля и самолеты. Кировская гармошка с медными планками обладала бесподобным тембром звучания. Обошлась она старшему Иконникову в полторы коровы — 3000 рублей. И уже в 1950 году зрители клуба Кожвинской лесобазы с удивлением и восхищением слушали игру на гармошке 4-летнего мальчишки. Толя лихо наяривал модную тогда польку «Бабочку» и выжимал слезу у слушателей русским вальсом «На сопках Маньчжурии». Отец Анатолия сам был неплохим гармонистом, а мать — известной в поселке исполнительницей русских народных песен.

У А. Иконникова абсолютный музыкальный слух. Явление редчайшее даже среди знаменитых музыкантов. Абсолютный слух — дар наследственный, его нельзя развить или приобрести тренировками. Как известно, этим даром обладали даже далеко не все гениальные композиторы. Абсолютным слухом называется способность определить высоту предъявленных музыкальных звуков, притом названных или воспроизведенных моментально, без обдумывания. А.Иконников может тут же сказать, на какой ноте звякнул хрустальный фужер или скрипнула дверь. Ошибки исключены.

В поселке не сомневались, что из Толи получится знаменитый музыкант. Однако неожиданно дали о себе знать те маленькие самолетики над Спасской башней на корпусе первой его гармошки. После десятилетки Анатолий поступает в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Но через три года учебы любовь к музыке все-таки пересилила тягу к небу. После службы в армии, где сержант Иконников успешно совмещал обслуживание стратегических ракет со стратегической задачей освоения аккордеона. Он, не имея за плечами музыкальной школы (несмотря на конкурс 58 человек на место), с ходу поступает в престижнейшее Рижское музыкальное училище по классу аккордеона. На 1 курс было принято четыре человека. Аккордеон и саксофон считались буржуйскими и, мягко говоря, были нежелательны в советской музыке, в то время как после Победы вся страна была залита звуками трофейных немецких аккордеонов. В училище судьба свела А. Иконникова с мировой знаменитостью, теоретиком и практиком, ныне профессором, автором многих учебников и самоучителей Альфредом Миреком, который создал единственный в мире уникальный музей гармоник, баянов и аккордеонов, где есть отдельный стенд нашего земляка, лучшего аккордеониста Севера России А. Иконникова.

После Риги Анатолий возвращается в Печору и остается ей верен.

Почти все время с 1972 года мы работали в одних и тех же учреждениях культуры (ДКР, ДКЖ, ДТЮ). И я ни разу не заметил в нем зазнайства, показного превосходства над другими музыкантами. Он с одинаковым чувством такта разговаривает и с гармонистом из Мутного Материка, и с музыкантом с консерваторским образованием. Интересно было наблюдать за А. Иконниковым в процессе его работы.

Пример его феноменальной музыкальной памяти. Для танцевального ансамбля «Северянка» на республиканском семинаре балетмейстеров, проходившем в ДКР, срочно понадобились ноты болгарского танца, очень сложного из-за ритма и размеров такта. Его знал только концерт­мейстер ансамбля «Шахтер» А. Цымлянский в Воркуте. И вот кому-то в голову пришла мысль позвонить туда и попросить А. Цымлянского наиграть эту мелодию в телефонную трубку. Эксперимент превзошел все ожидания! Через полчаса у меня на столе лежал нотный текст «Болгарского танца», написанный А. Иконниковым.

В 1984 году А. Иконникова, перед этим долго не соглашавшегося, речное и городское начальство уговорило стать директором ДКР. Но через некоторое время оно с конфузом частенько прислушивалось к звукам, несущимся из-за дверей директорского кабинета. Душа музыканта на дух не принимала шуршания бюрократических бумажек. И через 9 месяцев директорства на свет родился руководитель эстрадного оркестра ДКЖ «Экспресс» А. Иконников.  Коллектив в 1987 году получил звание народного.

Всесоюзную известность А. Иконников и его эстрадный квартет «Печора» завоевали в 1984 году на популярнейшей телепередаче «Шире круг». Сейчас ансамбль «Печора» частый и желанный гость многих городов республики, особенно его любят в Усинске.

В среде музыкантов хорошо известно, какой это огромный, не всегда благодарный труд – руководить детским (юношеским) оркестром. Вот уже 10 лет, как коллектив ДТЮ – единственный такого рода оркестр в РК.

Три года назад, наконец-то, у А. Иконникова сбылась заветная мечта – он приобрел аккордеон «Scandalli», который сейчас в России всего три. Но видать бы его нашему Анатолию, если бы не помощь большого любителя музыки, предпринимателя В.М. Дин-Юна.

Всегда поражаешься необыкновенной работоспособностью Иконникова, четко выдержанному графику занятий на инструменте: ежедневно по нескольку часов утром и вечером. Старшее поколение музыкантов еще помнит, что в 60—70 годах в музыкальных училищах (сужу по себе) и консерваториях студентам запрещали заниматься такими видами спорта, как бокс, тяжелая атлетика, волейбол, даже гантелями не рекомендовалось. А у А.Иконникова I разряд по лыжам, III — по боксу, а во время учебы в институте он занимался почти во всех имевшихся там спортивных секциях. Самое удивительное, что он до сих пор выигрывает все пари по выжиманию двухпудовой гири заранее оговоренное количество раз «поночкой» вверх.

Семья Иконниковых по законам генов — сплошь музыкальная. Сын Юрий и дочь Елена отлично играют на саксофоне. И все же главным «музыкантом» в доме является жена и мать — Е.П. Иконникова. Такое направление в ее «музыке», как звон кастрюль на кухне, не выйдет из моды никогда, а Екатерина Прокопьевна со своим коронным номером «Украинский борщ» семьей всегда принимается на «бис».

У А. Иконникова налаживаются и международные связи с ведущими аккордеонистами мира. Так, недавно ему прислал аудиокассету с записями своих концертных номеров аккордеонист экстракласса из США Векслер. В репертуаре Анатолия много его пьес, и он тоже посылает ему кассеты со своими записями в Америку.

Из биографии великого музыканта В. Моцарта мы знаем о его коронном номере, покорившем всю Европу, — игре на клавесине с клавиатурой, накрытой куском ткани, то есть вслепую. То же самое проделывает наш печорский маэстро на своих концертах, только вместо клавесина звучит аккордеон, и притом играет он одну из сложнейших аккордеонных пьес — «Карусель» Шахнова. В репертуаре А. Иконникова просматривается ярко выраженная национально-патриотическая направленность творчества. На протяжении многих лет неизменно встречается бурными аплодисментами жемчужина искрометная «Русская задорная», с которой он впервые вышел на Всесоюзный экран. С восторгом зрители всегда принимают и пронизанные лиризмом вариации на тему русской народной песни «Тонкая рябина», а также многие другие пьесы русского характера.

Указом Президента Российской Федерации «О награждении государственными наградами Российской Федерации» от 11 октября  2001 года № 1201 за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную деятельность Иконникову Анатолию Ивановичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

          

Соловьев Ю. Золотой аккордеон русского Севера // Печор. время. – 1999. – 26 нояб.

С наградой // Печор. время. – 2001. – 30 окт.