В 1973 году СУ-14 сдало в эксплуатацию 4 этажную красавицу-школу на 1280 мест. «Это же чудо-дворец!» - восклицали печорцы, когда увидели огромное здание, раскрывшее свои двери перед учащимися и учителями в начале учебного года. Просторные классы, многочисленные кабинеты и комнаты для кружковой работы, спортивный зал, столовая... Люди ходили по коридорам, радовались мастерству строителей, преподнесших городу такой отменный подарок. И мало кто знал имена тех, кто сотворил это чудо. Строил школу № 4 коллектив прорабского участка, которым руководил В.Т. Чупров. Хорошо потрудились бригады отделочников М.И. Фрундиной и Л.М. Косарь, столяры-плотники под руководством П.Ф. Мартыненко, плиточники А.Ф. Вансович и 3.Я. Гайфуров... Как всегда бывало, сроки сдачи объекта поджимали, а дел было еще невпроворот. Работавший в то время главным инженером СУ-14 Е.Е. Душак вспоминает: «Дело в том, что строителям пришлось выполнить ряд дополнительных работ, которые не были предусмотрены проектно-сметной документацией по оборудованию спортзала, гардероба... Например, только шкафных перегородок сделано более шестисот квадратных метров. Всего на дополнительные работы затрачено почти девятьсот человеко-дней. Затягивалась и поставка оборудования... Но что бы там ни было, а первого сентября 1973 года школа № 4 приняла своих первых учеников».              

Эта школа внушительна не только своими размерами, но и делами. В июне 1974 года состоялся первый выпуск учащихся. Значит, с тех пор минуло 26 лет. И все это время В.В. Мороз возглавляет коллектив, а если сказать точнее — хозяйствует в учебном заведении, потому что директор несет ответственность и за учебно-воспитательный процесс, и за другие дела, которыми постоянно живет школа. Нелегко, наверное, пришлось директору на первых порах. До этого он руководил другим педагогическим коллективом, где все было хорошо отлажено. А тут нужно создавать новый, как говорится, с бору по сосенке. Каждый учитель — это личность, требующая внимательного подхода. Они — разные по характеру и способностям, но цель у всех одна: повышение качества обучения и воспитания ребят. Хороший педагог и организатор, Вилен Васильевич Мороз стремится к тому, чтобы в школьных классах не было серых и плохих уроков. Школа № 4 располагает прекрасными учебными кабинетами, хорошо оснащенными лабораториями и мастерскими. Педагогический коллектив один из первых в Печоре перешел работать на кабинетную систему.

Это делали дружно, сообща. Во многом помогли шефы и родители. «Учащиеся, работая на субботниках, собрали деньги на оформление кабинетов, — рассказывал на городском форуме учителей В.В. Мороз. — У нас почти каждый преподаватель имеет свой кабинет. В них есть фильмоскоп, проигрыватель, магнитофон, телевизор и многое другое, что помогает интересно провести урок, про­контролировать работу учащихся. Шефы школы — коллективы СУ-14, ЭТУС — помогли приобрести различное оборудование. Такая забота и кропотливая организация учебного процесса дают прекрасные плоды, особенно если, кроме знаний преподавателя и его умения передать их, в нем обязательно присутствует большое человеколюбие в обращении с ребятами».

Накануне серебряного юбилея школы № 4 в городской газете была напечатана статья зам. директора школы по учебно-воспитательной работе Л.А. Пудовой. Она сообщила интересные факты. За четверть века почти 1800 учащихся получили здесь среднее образование. 25 из них награждены золотыми и серебряными медалями. Ежегодно (за последние пять лет) более 76 процентов выпускников становились студентами различных вузов России. Учащиеся активно участвуют в городских и республиканских олимпиадах, конкурсах. А сколько ребят, обучаясь в этой школе, подружились со спортом! Некоторые стали спортсменами-профессионалами и добиваются высоких результатов. Среди них есть мастер спорта и чемпионы разного уровня, вплоть до мирового ранга, как, например, волейболист Дмитрий Антонов...

Время идет своим чередом. Каждый год одни учащиеся, получив путевку в жизнь, покидают школу, а другие впервые переступают ее порог. Но вот уже 25 лет приходят в четвертую — любимую — ее ветераны: Л.А. Орлова, Е.П. Иконникова, Л.В. Сенин, А.И. Мяндин, О.П. Хохлач, А.В. Лобанов, Т.В. Шахтарова, С.Г. Чупрова, Н.И. Юдакова, Г.В. Симкина и Р.А. Осташова. Список получился длинный. Но автор оказался перед дилеммой: или назвать всех, или – никого.

 

Желтый  В.  Печора и печорцы. – Печора, 2000. – С. 86, 128 – 130.