В январе 1961 года в Печорском роно появился указ, в котором предписывалось директору школы-интерната № 1 (такой номер школа имела в то 

Фольклорный ансамбль интерната №  8

время) Ф.К. Филиппову в течение зимних каникул обеспечить прием воспитанников из Красноягской школы-интерната.

За истекшие 40 лет сменилось 10 директоров и 8 завучей. Каждый из них оставил здесь частичку своей души и сердца. В шестидесятых годах возглавляли школу-интернат М.С. Кучерявых, Н.М. Вагин, В.Б. Краснов и А. И. Кузнецов.

В ноябре 2000 года под руководством учителей литературы Т. Б. Туленковой и Т.Н. Палинчак старшеклассники провели читательскую конференцию, посвященную книге «Раздели чужую боль» В.В. Киселева. Бывший директор школы-интерната раскрыл в ней проблемы социального сиротства, а прототипами героев стали воспитанники интерната. Именно Валерий Васильевич начал создавать в школе кабинетную систему обучения. Энергичный, требовательный руководитель, он добился укрепления материально-технической базы и связей с шефами.

В 70 - 80-х годах в школе-интернате обучались дети-сироты и родительские дети из отдаленных деревень. Общая их численность доходила до 350 человек. В это время руководили школой А.А. Киселев, В.В. Киселев, В.К. Тинус и О.И. Корытова.

В девяностых годах десять лет бессменным директором школы-интерната являлся В.Е. Иванов. Шло время, менялись педагоги и воспитанники, но добрые традиции, забота и любовь к детям, профессиональное и ответствен­ное отношение к своим обязанностям не только сохранились, но и поднимались на новую высоту, соответствовали возрастающим требованиям.

Начинала работу по созданию специальной коррекционной школы О.И. Корытова, а при В.Е. Ива­нове в 1991 году изменился статус школы-интерната. Уже десять лет обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Инициатором многих новых идей был Вячеслав Егорович. Благодаря ему, была полностью завершена реконструкция жилого корпуса интерната, а педколлектив включился в научно-экспериментальную работу. Началась апробация воспитательной программы для школ-интернатов и внедрение современных коррекционно-развивающих технологий обучения и воспитания.

Сейчас возглавляет школу-интернат № 8 Л.Н. Агафонова — тоже инициативный, беспокойный и грамотный директор. Добрые традиции этого учебного заведения продолжаются. Возрождаются связи с шефами, без чего в тяжелых нынешних условиях жизни никак нельзя. В игровых комнатах жилого корпуса и классах зазвучала новая видео- и аудиотехника. Создаются благоприятные условия для жизни детей, поддерживаются инициатива и творчество педагогов.

За сорок лет из стен школы-интерната вышло почти 1500 воспитанников. Всем им она была родным домом, домом детства. А чтобы этот дом был теплым и уютным для детей-сирот, работали с полной отдачей сил учителя, воспитатели, медики, повара, технички, щедро отдавая частичку своего сердца и души. Это — А.С. Вокуева, Л.А. Сироткина, Л.В. Шеянова, Е.Е. Качанова, Л.И. Тыминская, Т.Н. Палинчак, В.А. Залипай, Ф.Е. Объедков, Д. И. Дюкова, Л. В. Кучерявых, З.А. Кузнецова и многие другие.

Дети-сироты — это дети с трудной судьбой. Чем лечить душевные раны? Только добром. Седьмой год в интернате работает кукольный театр. Им руководит учительница русского языка и литературы Татьяна Николаевна Поленчак. Каждое кукольное действо-сказка — это своего рода урок воспитания добром. Как говорится «сказка — ложь, да в ней намек».

Работает здесь и фольклорная группа «Ниа», которая выезжала с концертами даже в учреждения исполнения наказания. Свидетели ее концертов говорят, что группа под руководством Галины Павловны Юркевич делала, казалось бы, невозможное, песнями смягчала сердца осужденных, очень похожих на отцов этих ребят.

Галина Павловна — известная мастерица кукол. Она - член Союза мастеров РК. Вместе с ребятами придумала новую куклу — Зарни ань. Ее делают из кусочков ткани и наряжают в коми национальный костюм. Зарни ань меняет свои образы: то она девочка, то мама, то пляшет, то работает в поле. Зарни ань стала талисманом школы-интерната. Выставки с ее участием побывали в Москве и Финляндии. Это своеобразная Барби нашей республики.

Есть в интернате своя газета. Ее корреспонденты — сами ребята. Они готовят к печати свои материалы с большой надеждой в будущее. Может, поэтому газета и носит название «Надежда». Гордостью школы-интерната можно назвать футбольную команду «Интер». Руководит ею Муслим Магомаевич Магомедов. Свою первую золотую медаль среди команд школ-интернатов юные футболисты завоевали в 1995 году в Сочи. Затем было второе место на турнире, проходившем в Словакии. Лучшие футболисты играли в составе российской сборной по футболу в Англии и Швеции.

Как видим, жители этого доброго дома не лишены талантов. Но вместе с тем они осваивают профессии, которые могут пригодиться в будущем.

Ирина Николаевна Дьячкова руководит обувной мастерской. Под ее началом ребята учатся чинить старую обувь и шить новую. Жаль, что материала не хватает, не то производство обуви поставили бы на поток. А еще в интернате можно освоить швейное и парикмахерское дело.

Говорят, что профессия — не ноша, за плечами не носить. Чем больше знаешь и умеешь, тем нужнее ты людям, а значит, быстрее адаптируешься во взрослой жизни. Выпускники интерната помнят об этом, ведь за стенами заведения их ожидают вовсе не тепличные условия. Ребята поступают в Сыктывкарский лицей № 8, где получают профессию автомехаников и слесарей, в ПУ-6 готовят специалистов связи, в Воркутинском ПТУ-12 девушек обучают специальности «секретаря-машинистки». Выпускник 2000 года Владимир Болотовский успешно сдал экзамены в Ухтинский нефтяной колледж.

Школа-интернат, конечно, не элитное учебное заведение, но при желании и способностях ее выпускники могут достичь определенных высот. Пятеро из них получили в разные годы высшее образование, один защитил кандидатскую диссертацию.

Педагоги и психологи стараются поддерживать связь с выпускниками: ведется переписка, высылаются подарки к дням свадеб и рождений. Ведь, что греха таить, нелегко порой складываются судьбы, семейные отношения у благополучных детей, а  здесь еще сложнее, еще трагичнее.

В интернате созданы необходимые условия для воспитанников. После реконструкции жилого корпуса исчезли спальни на 15— 20 мест, их сменили комнаты на 2—3 человека. Ни одна из них не повторяет другую, в каждой своя изюминка. Игровые комнаты обустроены мягкой мебелью, телевизором, магнитофоном. И все они украшены цветами. Есть даже компьютерный класс. Здоровье воспитанников охраняют медики. В медицинском блоке работают кабинеты физиотерапии, массажа. Но как бы хорошо здесь ни было, каждый ребенок мечтает о своем доме. Может быть, когда-то он и появится?

     

Лазарев Е. Под крышей дома одного// Печор. время. – 2001. – 13 февр.

Малютина Е. Первый и единственный // Печор. время. – 2000. – 12 сент.