|
|
|||||
![]() |
||||||
В январе 1961 года в Печорском роно появился указ, в котором предписывалось директору школы-интерната № 1 (такой номер школа имела в то
время) Ф.К.
Филиппову в
течение
зимних
каникул
обеспечить
прием воспитанников
из
Красноягской
школы-интерната. За
истекшие 40
лет
сменилось 10
директоров
и 8 завучей.
Каждый из
них оставил
здесь
частичку
своей души и
сердца. В
шестидесятых
годах
возглавляли
школу-интернат
М.С.
Кучерявых, Н.М.
Вагин, В.Б.
Краснов и А. И.
Кузнецов. В
ноябре 2000
года под
руководством
учителей
литературы
Т. Б.
Туленковой
и Т.Н.
Палинчак
старшеклассники
провели
читательскую
конференцию,
посвященную
книге «Раздели
чужую боль» В.В.
Киселева.
Бывший
директор
школы-интерната
раскрыл в
ней
проблемы
социального
сиротства, а
прототипами
героев
стали
воспитанники
интерната.
Именно
Валерий Васильевич
начал
создавать в
школе
кабинетную
систему
обучения.
Энергичный,
требовательный
руководитель,
он добился
укрепления
материально-технической
базы и
связей с
шефами. В
70 - 80-х годах в
школе-интернате
обучались
дети-сироты
и
родительские
дети из
отдаленных
деревень.
Общая их
численность
доходила до
350 человек. В
это время
руководили
школой А.А. Киселев,
В.В. Киселев,
В.К. Тинус и О.И.
Корытова. В
девяностых
годах
десять лет
бессменным
директором
школы-интерната
являлся В.Е.
Иванов. Шло
время,
менялись
педагоги и
воспитанники,
но добрые
традиции,
забота и
любовь к
детям,
профессиональное
и
ответственное
отношение к
своим
обязанностям
не только
сохранились,
но и
поднимались
на новую
высоту,
соответствовали
возрастающим
требованиям. Начинала
работу по
созданию
специальной
коррекционной
школы О.И.
Корытова, а
при В.Е. Иванове
в 1991 году
изменился
статус
школы-интерната.
Уже десять
лет
обучаются
дети с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Инициатором
многих
новых идей
был
Вячеслав
Егорович.
Благодаря
ему, была
полностью
завершена
реконструкция
жилого
корпуса
интерната, а
педколлектив
включился в
научно-экспериментальную
работу.
Началась
апробация
воспитательной
программы
для школ-интернатов
и внедрение
современных
коррекционно-развивающих
технологий
обучения и
воспитания. Сейчас
возглавляет
школу-интернат
№ 8 Л.Н.
Агафонова —
тоже
инициативный,
беспокойный
и грамотный
директор.
Добрые
традиции
этого
учебного
заведения
продолжаются.
Возрождаются
связи с
шефами, без
чего в
тяжелых нынешних
условиях
жизни никак
нельзя. В
игровых
комнатах
жилого
корпуса и
классах
зазвучала
новая видео-
и
аудиотехника.
Создаются
благоприятные
условия для
жизни детей,
поддерживаются
инициатива
и
творчество
педагогов. За
сорок лет из
стен школы-интерната
вышло почти
1500 воспитанников.
Всем им она
была родным
домом, домом
детства. А
чтобы этот
дом был
теплым и
уютным для
детей-сирот,
работали с
полной
отдачей сил
учителя,
воспитатели,
медики,
повара,
технички,
щедро
отдавая
частичку
своего
сердца и
души. Это — А.С.
Вокуева, Л.А.
Сироткина, Л.В.
Шеянова, Е.Е.
Качанова, Л.И.
Тыминская, Т.Н.
Палинчак, В.А.
Залипай, Ф.Е.
Объедков, Д. И.
Дюкова, Л. В.
Кучерявых, З.А.
Кузнецова и
многие
другие. Дети-сироты
— это дети с
трудной
судьбой. Чем
лечить
душевные
раны? Только
добром.
Седьмой год
в интернате
работает
кукольный
театр. Им
руководит
учительница
русского
языка и
литературы
Татьяна
Николаевна
Поленчак.
Каждое
кукольное
действо-сказка
— это своего
рода урок
воспитания
добром. Как
говорится «сказка
— ложь, да в
ней намек». Работает
здесь и
фольклорная
группа «Ниа»,
которая
выезжала с
концертами
даже в
учреждения
исполнения
наказания.
Свидетели
ее
концертов
говорят, что
группа под
руководством
Галины
Павловны
Юркевич
делала,
казалось бы,
невозможное,
песнями
смягчала
сердца
осужденных,
очень похожих
на отцов
этих ребят. Галина
Павловна —
известная
мастерица
кукол. Она -
член Союза
мастеров РК.
Вместе с
ребятами
придумала
новую куклу
— Зарни ань.
Ее делают из
кусочков
ткани и
наряжают в
коми
национальный
костюм.
Зарни ань
меняет свои
образы: то
она девочка,
то мама, то
пляшет, то
работает в
поле. Зарни
ань стала
талисманом
школы-интерната.
Выставки с
ее участием
побывали в
Москве и
Финляндии.
Это
своеобразная
Барби нашей
республики. Есть
в интернате
своя газета.
Ее корреспонденты
— сами
ребята. Они
готовят к
печати свои
материалы с
большой
надеждой в
будущее.
Может,
поэтому
газета и
носит
название «Надежда».
Гордостью
школы-интерната
можно
назвать
футбольную
команду «Интер».
Руководит
ею Муслим
Магомаевич
Магомедов.
Свою первую
золотую
медаль
среди
команд школ-интернатов
юные
футболисты
завоевали в
1995 году в Сочи.
Затем было
второе
место на
турнире,
проходившем
в Словакии.
Лучшие футболисты
играли в
составе
российской
сборной по
футболу в
Англии и
Швеции. Как
видим,
жители
этого
доброго
дома не
лишены
талантов. Но
вместе с тем
они
осваивают
профессии,
которые
могут пригодиться
в будущем. Ирина
Николаевна
Дьячкова
руководит
обувной
мастерской.
Под ее
началом
ребята
учатся
чинить
старую
обувь и шить
новую. Жаль,
что
материала
не хватает,
не то
производство
обуви
поставили
бы на поток.
А еще в
интернате
можно
освоить
швейное и
парикмахерское
дело. Говорят,
что
профессия —
не ноша, за
плечами не
носить. Чем
больше
знаешь и
умеешь, тем
нужнее ты
людям, а
значит,
быстрее
адаптируешься
во взрослой
жизни.
Выпускники
интерната
помнят об
этом, ведь за
стенами
заведения
их ожидают
вовсе не
тепличные
условия.
Ребята
поступают в
Сыктывкарский
лицей № 8, где
получают
профессию
автомехаников
и слесарей, в
ПУ-6 готовят
специалистов
связи, в
Воркутинском
ПТУ-12 девушек
обучают
специальности
«секретаря-машинистки».
Выпускник 2000
года
Владимир
Болотовский
успешно
сдал
экзамены в
Ухтинский
нефтяной
колледж. Школа-интернат,
конечно, не
элитное
учебное
заведение,
но при
желании и
способностях
ее
выпускники
могут
достичь определенных
высот.
Пятеро из
них получили
в разные
годы высшее
образование,
один
защитил
кандидатскую
диссертацию. Педагоги
и психологи
стараются
поддерживать
связь с
выпускниками:
ведется переписка,
высылаются
подарки к
дням свадеб
и рождений.
Ведь, что
греха таить,
нелегко
порой
складываются
судьбы,
семейные
отношения у
благополучных
детей, а здесь еще
сложнее, еще
трагичнее. В
интернате
созданы
необходимые
условия для
воспитанников.
После
реконструкции
жилого
корпуса
исчезли
спальни на 15— 20
мест, их
сменили
комнаты на 2—3
человека. Ни
одна из них
не
повторяет
другую, в
каждой своя
изюминка.
Игровые
комнаты
обустроены
мягкой
мебелью,
телевизором,
магнитофоном.
И все они
украшены
цветами.
Есть даже
компьютерный
класс.
Здоровье
воспитанников
охраняют
медики. В
медицинском
блоке
работают
кабинеты
физиотерапии,
массажа. Но
как бы
хорошо
здесь ни
было, каждый
ребенок
мечтает о
своем доме.
Может быть,
когда-то он и
появится? Лазарев
Е. Под крышей
дома одного//
Печор. время.
– 2001. – 13 февр. Малютина
Е. Первый и
единственный
// Печор.
время. – 2000. – 12
сент. |