Лет
пятнадцать назад В
Усинске
появился
мужчина
импозантной
внешности.
Со звездой
Героя
Соцтруда на
костюме.
Должность
он занимал приличную. И
его,
естественно,
на всех
городских
торжествах -
в первые
ряды да в
президиум. А
через месяц-другой
выяснилось,
что звезда у
«Героя»
бутафорская.
-
Это я ее
сделал, -
изумляясь
факту,
рассказывает
Дмитрий
Николаевич
Козориз, - у
меня таких...
Вот! Козориз
кладет на
стол
пригоршню «звезд».
- Выбирай
любую.
Что
ж, очень
похожи.
Правда,
только
издалека. А
Козоризу
больше и не
надо. Он -
театральный
художник,
декоратор и
бутафор.
Заведующий
постановочной
частью
Печорского
народного
театра, если
по штату. Для
спектаклей
готовит «одежду».
От платья
артисту - до
обстановки
на сцене. Вот
с одного
такого
спектакля и
увез «артист»
«звезду
Героя»,
объявившись
потом в
Усинске.
Впрочем,
курьезов с
козоризовской
бутафорией
может быть
сколько
угодно.
Настолько
она
классная,
что с ходу ее
только
опытный
глаз
распознает.
Сделал
как-то
Дмитрий
Николаевич
пистолет из
деревяшки
для
постановки,
а к нему с
вопросиком
человек из «органов»:
мол, откуда
взял оружие?
Хорошо, что
только на
пистолет
внимание обратил,
а не на
пулемет «Максим»,
что тоже был
«сработан»
для сцены.
Но
смотрелся
как
натуральный.
Талант
у Козориза.
Куда его
спрячешь?
Дмитрий с
детства хотел
художником
стать.
Потому и
пошел,
подростком
еще, в ...маляры
стройконторы
Печорского
речного
пароходства.
Он ведь
считал, что
маляр - это
почти художник.
Через
несколько
месяцев
стал на всю
Печору –
лучшим. Ну
его и
направили …
трюмы на
баржах
красить.
Зимой.
Считалось
по тем
временам
это
работой...
«в помещении».
А значит -
легкой и
теплой. Да
только
тепла на
сорокаградусном
морозе в
трюме баржи
было не
больше, чем в
пустой
консервной
банке,
брошенной
на лед. И Дима
в момент
схватил
жесточайший
ревматизм.
От
болезни его
спасли
врачи. И -
театр, куда
его
перевели «оттаивать»
после
ревматизма.
Создала
театр в
тогдашнем
Доме культуры
речников
актриса Л.
Агабалян.
Человек
талантливейший,
она все
могла - сама
играла, аж
дух захватывало,
спектакли
ставила -
весь город
смотреть
сбегался. А
костюмы и
декорации -
из ничего
делала. Но
такие, что их
театралы-специалисты
даже щупали,
не веря, что
это просто
картон да
марля.
Вот
возле нее и
учился
ремеслу
театрального
художника
Дмитрий
Козориз. А
заодно
танцевальным
коллективом
руководил, в
хоре пел, в
спектаклях
играл. Но «художество»
брало свое.
Счастлив
был, когда
его в Москву
направили
на курсы
театральных
декораторов.
Он там за три
месяца все
театры
обошел. В
зрительных
залах
отбивал
ладошки,
аплодируя
знаменитостям.
А за
кулисами
дивился «хитростям»
сцены,
устройству
декораций,
световых
эффектов.
Ну,
и конечно,
привез все
эти знания
потом в
Печору. Тут
как раз на
всю
республику
гремел местный
народный
театр. По
пять
спектаклей
в год
ставили на
его сцене.
Репертуар -
от классики
до
современности.
Каждый спектакль
с ног до
головы «одевал»
Дмитрий
Козориз.
Его
декорации
ошеломляют
зрителей.
Своей
похожестью.
И
удивительной
созвучностью
хоть какой
эпохе.
Напольные
часы-шкафчиком,
будто взяты
из чеховских
времен.
Телефонный
аппарат -
прямо из
штаба
гражданской
войны. А
камин?..
Камин
потрясает
не только
зрителя, но и
театральных
постановщиков.
Потому что
он - складной!
Кончился
спектакль и -
щелк-щелк -
боковые
стенки на
|
Снегурочка. Лель
- Козориз Д.Н. 49-50 гг. |
шарнирах-колесиках
у камина
поехали,
прижались к
лицевому
щиту. Завитушки-украшения
спрятались
в
специальные
углубления.
Получилась -
доска.
Легкая,
удобная для
переноски.
И
так
практически
с каждой декорацией
козоризовской
поступить
можно. Диван
из
спектакля в
считанные
минуты
превращается
в сундук для
реквизита.
Стол - в
стенку.
Удобно.
Недаром
Печорский
народный
театр с
этими декорациями
без трудов
объехал с
гастролями
все
Припечорье по
реке и
поселки по
железной
дороге
Дмитрия
Козориса
все театральные
коллективы
республики
знают. Не раз
выручал
спектакли
даже
высоких
рангов
своей
сценической
смекалкой. И
опытом. Со
сценой - то он
уже 40 лет
связан. Занесен
в Книгу
Почета
работников
культуры
России.
Имеет
звание
заслуженного
работника
культуры
Республики
Коми.
Правда,
родился он
совсем
не здесь.
Его «доставили»
мальчишкой
с Западной
Украины
вместе с
матерью и
другими земляками
в
послевоенные
репрессивные
годы. За что,
почему?
Мальчишка
не понял. А
потому взял
да и сбежал
домой, в свое
село. Там
даже в школу
пошел. За ним
туда и
пришли,
чтобы отправить
под конвоем
обратно в
ссылку.
Только уже
не в Печору,
где была
мать, а в
Иркутск,
чужой и
голодный.
Чуть не
пропал он
там,
скитаясь по
базарам за
подработкой
и подаянием.
Опять же под
конвоем его,
четырнадцатилетнего,
доставили в
Печору.
С
тех пор
Козориз и
остался на
этой земле. И
даже потом,
когда после
полнейшей
реабилитации
его звали
переехать в
теплые края,
не двинулся
с места.
Почему?
-
Да тут все
мое дело, -
отвечает он
смущенно, -
меня все
знают, я всех
знаю... Работа
любимая
есть... Нужен
я здесь.
Это
уж точно, что
нужен. Возрождается,
угасший
было, Печорский
народный
театр. И
Козориз - тут
как тут.
Когда
ломали Дом
культуры
речников и
пустили по
ветру его
добро,
Козориз, как
из-под бомб,
выносил и
выносил из
него все «театральное»
в
мастерскую-подвал,
где
работает
многие годы.
На
него
смотрели с
удивлением:
не ценности
несет, а
старье. Куда
его?
А
сейчас
Козориз нет-нет,
да извлечет
для
очередного
спектакля
что-нибудь
эдакое. То
старую
шахтерскую
лампу,
сбереженную
с
послевоенных
лет, то
комплект
открыток
дворцовых
костюмов.
Выбирай для
спектакля
фасон
настоящего
платья. А
недавно
всех удивил -
подарил
Дому культуры
железнодорожников,
в котором
создается
музей
театра
гулаговских
времен,
костюмы. В
которых
играли на
гулаговской
сцене
артисты-заключенные.
Подлинные
костюмы. Со
штампами и
номерами
лагеря.
Все
сберег
Дмитрий
Николаевич,
хотя никто
его ни к чему
не обязывал.
Мог бы
ничего не
спасать. А
потом, как
многие сегодня,
что при
развале
присутствовали,
только
сокрушаться:
мол, зря, ах,
зря все
пропало! Тем
более что
должность у
Дмитрия
Николаевича
невелика. А
зарплата и
вовсе - как у
дворника,
что чистит
ступеньки
коммерческого
ларька. До
миллиона в
месяц не
дотягивает.
Нету,
понимаете
ли, в штатной
сетке графы,
по которой
за талант и
преданность
делу рубли
начисляют.
Ну,
да Козоризу
не привыкать,
Ему уже 65 лет,
из них 50
театру
отдано. Не за
деньги. По
вдохновению.
Мурашова
В. Складной
камин,
костюмы из
ГУЛАГа и
судьба
художника //
Крас. знамя. –
1998. – 3 янв. – С. 7.
|