Лет пятнадцать назад В Усинске появился мужчина импозантной внешности. Со звездой Героя Соцтруда на костюме. Должность он занимал приличную. И его, естественно, на всех городских торжествах - в первые ряды да в президиум. А через месяц-другой выяснилось, что звезда у «Героя» бутафорская.

- Это я ее сделал, - изумляясь факту, рассказывает Дмитрий Николаевич Козориз, - у меня таких... Вот!  Козориз кладет на стол пригоршню «звезд». - Выбирай любую.

Что ж, очень похожи. Правда, только издалека. А Козоризу больше и не надо. Он - театральный художник, декоратор и бутафор. Заведующий постановочной частью Печорского народного театра, если по штату. Для спектаклей готовит «одежду». От платья артисту - до обстановки на сцене. Вот с одного такого спектакля и увез «артист» «звезду Героя», объявившись потом в Усинске.

Впрочем, курьезов с козоризовской бутафорией может быть сколько угодно. Настолько она классная, что с ходу ее только опытный глаз распознает.

Сделал как-то Дмитрий Николаевич пистолет из деревяшки для постановки, а к нему с вопросиком человек из «органов»: мол, откуда взял оружие? Хорошо, что только на пистолет внимание обратил, а не на пулемет «Максим», что тоже был «сработан» для сцены. Но смотрелся как натуральный.

Талант у Козориза. Куда его спрячешь? Дмитрий с детства хотел художником стать. Потому и пошел, подростком еще, в ...маляры стройконторы Печорского речного пароходства. Он ведь считал, что маляр - это почти художник. Через несколько месяцев стал на всю Печору – лучшим. Ну его и направили … трюмы на баржах красить. Зимой. Считалось по тем временам это работой... «в помещении». А значит - легкой и теплой. Да только тепла на сорокаградусном морозе в трюме баржи было не больше, чем в пустой консервной банке, брошенной на лед. И Дима в момент схватил жесточайший ревматизм.

От болезни его спасли врачи. И - театр, куда его перевели «оттаивать» после ревматизма. Создала театр в тогдашнем Доме культуры речников актриса Л. Агабалян. Человек талантливейший, она все могла - сама играла, аж дух захватывало, спектакли ставила - весь город смотреть сбегался. А костюмы и декорации - из ничего делала. Но такие, что их театралы-специалисты даже щупали, не веря, что это просто картон да марля.

Вот возле нее и учился ремеслу театрального художника Дмитрий Козориз. А заодно танцевальным коллективом руководил, в хоре пел, в спектаклях играл. Но «художество» брало свое. Счастлив был, когда его в Москву направили на курсы театральных декораторов. Он там за три месяца все театры обошел. В зрительных залах отбивал ладошки, аплодируя знаменитостям. А за кулисами дивился «хитростям» сцены, устройству декораций, световых эффектов.

Ну, и конечно, привез все эти знания потом в Печору. Тут как раз на всю республику гремел местный народный театр. По пять спектаклей в год ставили на его сцене. Репертуар - от классики до современности. Каждый спектакль с ног до головы «одевал» Дмитрий Козориз.

Его декорации ошеломляют зрителей. Своей похожестью. И удивительной созвучностью хоть какой эпохе. Напольные часы-шкафчиком, будто взяты из чеховских времен. Телефонный аппарат - прямо из штаба гражданской войны. А камин?..

Камин потрясает не только зрителя, но и театральных постановщиков. Потому что он - складной! Кончился спектакль и - щелк-щелк - боковые стенки на

Снегурочка. Лель - Козориз Д.Н. 49-50 гг.

 шарнирах-колесиках у камина поехали, прижались к лицевому щиту. Завитушки-украшения спрятались в специальные углубления. Получилась - доска. Легкая, удобная для переноски.

И так практически с каждой декорацией козоризовской поступить можно. Диван из спектакля в считанные минуты превращается в сундук для реквизита. Стол - в стенку. Удобно. Недаром Печорский народный театр с этими декорациями без трудов объехал с гастролями все Припечорье по реке и поселки по железной дороге

Дмитрия Козориса все театральные коллективы республики знают. Не раз выручал спектакли даже высоких рангов своей сценической смекалкой. И опытом. Со сценой - то он уже 40 лет связан. Занесен в Книгу Почета работников культуры России. Имеет звание заслуженного работника культуры Республики Коми.

Правда, родился он совсем  не здесь. Его «доставили» мальчишкой с Западной Украины вместе с матерью и другими земляками в послевоенные репрессивные годы. За что, почему? Мальчишка не понял. А потому взял да и сбежал домой, в свое село. Там даже в школу пошел. За ним туда и пришли, чтобы отправить под конвоем обратно в ссылку. Только уже не в Печору, где была мать, а в Иркутск, чужой и голодный. Чуть не пропал он там, скитаясь по базарам за подработкой и подаянием. Опять же под конвоем его, четырнадцатилетнего, доставили в Печору.

С тех пор Козориз и остался на этой земле. И даже потом, когда после полнейшей реабилитации его звали переехать в теплые края, не двинулся с места. Почему?

- Да тут все мое дело, - отвечает он смущенно, - меня все знают, я всех знаю... Работа любимая есть... Нужен я здесь.

Это уж точно, что нужен. Возрождается, угасший было, Печорский народный театр. И Козориз - тут как тут.

Когда ломали Дом культуры речников и пустили по ветру его добро, Козориз, как из-под бомб, выносил и выносил из него все «театральное» в мастерскую-подвал, где работает многие годы.

На него смотрели с удивлением: не ценности несет, а старье. Куда его?

А сейчас Козориз нет-нет, да извлечет для очередного спектакля что-нибудь эдакое. То старую шахтерскую лампу, сбереженную с послевоенных лет, то комплект открыток дворцовых костюмов. Выбирай для спектакля фасон настоящего платья. А недавно всех удивил - подарил Дому культуры железнодорожников, в котором создается музей театра гулаговских времен, костюмы. В которых играли на гулаговской сцене артисты-заключенные. Подлинные костюмы. Со штампами и номерами лагеря.

Все сберег Дмитрий Николаевич, хотя никто его ни к чему не обязывал. Мог бы ничего не спасать. А потом, как многие сегодня, что при развале присутствовали, только сокрушаться: мол, зря, ах, зря все пропало! Тем более что должность у Дмитрия Николаевича невелика. А зарплата и вовсе - как у дворника, что чистит ступеньки коммерческого ларька. До миллиона в месяц не дотягивает. Нету, понимаете ли, в штатной сетке графы, по которой за талант и преданность делу рубли начисляют.

Ну, да Козоризу не привыкать, Ему уже 65 лет, из них 50 театру отдано. Не за деньги. По вдохновению.

       

Мурашова В. Складной камин, костюмы из ГУЛАГа и судьба художника // Крас. знамя. – 1998. – 3 янв. – С. 7.