... 1949 год, май. К белоснежному зданию, возвышающемуся среди болот и серых бараков, идут люди, для кого строился этот театр. Да, именно театр. В зале - оркестровая яма, ложи, да и нынешняя улица Стадионная прежде называлась Театральной.

«В том сорок девятом году, — вспоминает бывший музыкант С. П. Артемов, - с Дальнего Востока приехал Барабанов. Он заменил погибшего начальника Печорлага Большакова, которого называли «батей». Барабанов привез с собой более ста репрессированных актеров, танцоров, музыкантов, чтобы они работали во вновь открывающемся театре КВО (культурно-воспитательного отдела) Печорлага,  построенном строителями   четвертой колонны.

Первым   директором театра стал К. С. Бурусев, руководителем оркестра -  композитор-пианист, ученик Глиэра, Е. В. Попов, дирижером симфонического  оркестра - В. А. Ключерев. Театральная труппа насчитывала 140 актеров. Среди них - 40 танцоров,   60   музыкантов (скрипачи,  арфисты, кларнетисты и другие), оперные певцы, драматические актеры.

На открытие первого театрального сезона начальник «Печоржелдорстроя» А.И. Боровицкий пригласил из Москвы высших руководителей «системы». Для них были сооружены величественные ложи-балконы. «Рябило в глазах от золотых погон и звезд», - вспоминают свидетели торжества. За кулисами под

Фото 1950 года. Первый клуб в Печоре. Лесокомбинат. 

бдительным взором охраны волновались актеры-заключенные. Лучшие артисты играли на подмостках вновь открывшегося театра. Им хорошо была знакома и сцена Большого и Малого театров, и сцена МХАТа. Долгие годы художественным руководителем театрального коллектива культурно-воспитательного отдела являлся выпускник Одесской консерватории В.А. Ключеров. Его друг и коллега по сцене С.П. Артемов возглавлял группу духовых инструментов оркестра. Иллюзи­онист Госцирка В.А. Каманчаджян дарил зрителям минуты радости.

Репертуар тех лет говорит сам за себя: «Бесприданница» А. Островского, «Баядера», «Марица» И. Кальмана, пьесы А. Чехова, Н. Гоголя. Классический репертуар, который играли артисты, не требовал звукоусилительной аппаратуры. Прекрасная акустика зрительного зала, мастерство, профессионализм актеров делали доступным каждое слово, произнесенное со сцены. Достоянием театра КВО был рояль фирмы «Стенвей».  

... В 60—70 годы многим зрителям были известны спектакли,  поставленные  режиссером ДКЖ Ф.Г. Прокшиным. Десятки участников его драматического  коллектива и сегодня с благодарностью вспоминают своего руководителя. Надо сказать, что многие из них стали работниками культуры. Это ли не мечта каждого учителя, когда твоему примеру следуют ученики?

Г. Май, Л. Семяшкина и Г. Виноградова - ветераны танцевального 

Уборка мусора перед ДКЖ в год открытия

коллектива Дома культуры. У них в семейных архивах хранятся десятки фотографий, Почетных грамот за высокое исполнительское мастерство. И сегодня любовь к танцу они передают своим воспитанникам. Галина Май более 20 лет работает в Печорском детском доме Людмила - в детском саду. Их партнер по танцам   А.  Каманчаджан рассказал казусный случай,   происшедший на сцене ДКЖ:

Г. Прокофьев, тогдашний руководитель коллектива, показывая очередное движение, неожиданно упал в оркестровую яму. Поскольку она была загромождена стульями, причем стулья — ножками вверх, мы вес здорово перепугались, на несколько минут даже потеряли дар речи, думая, что от нашего учителя ничего не осталось. А он вышел и как ни в чем не бывало произнес: «Продолжаем репетицию».

Молчание наше тоже продолжалось - теперь уже от недоумения. А дело все в том, что наш руководитель сумел вовремя сгруппировать свое натренированное тело и отделался, что называется, легким испугом.

В ансамбле «Русская песня», руководил которым директор ДКЖ А. Овсиенко, участвуют ветераны К. Шкулева, А. Мокроусова, Т. Коваленко. Их голоса сотни раз за эти поды звучали на полевых станах, в красных уголках, в сельских клубах.

А сколько семейных династий за 40 лет прошли школу ДКЖ! Вот лишь некоторые из них:  Каманчаджаны, Удальцовы, Мокроусовы...

В семье Анастасии Ивановны  МокроусовоЙ все самодеятельные артисты. Дочь - Антонина Астахова -  пяти лет вышла на сцену и до сих пор продолжает традиции старших. Внук Анастасии Ивановны танцует в детском ансамбле.

Нельзя не вспомнить и тех, кто долгие годы работал а Доме культуры железнодорожников: бухгалтера М. Комарову, костюмера - А. Орехову,

Выступает ансамбль "Зорюшка"

 контролера Е. Усольцеву, преподавателя детской хоровой студии Л. Махневу, заведующую детским сектором А. Устинову. Все они честно отдали  работе в ДКЖ десятки лет.

Дом культуры железнодорожников — ровесник города. Вот уже полвека его бархатный занавес открывает творческие сезоны. Костюмерная хранит уникальные театральные костюмы 1934 года, на которых оставили след клеймо ГАБТа и театра КВО. Кому принадлежали эти сценические наряды? Теперь и не узнаешь, ведь были случаи из «той» эпохи, когда прямо после спектаклей ведущих актеров театров уводили на 10—25 лет, а может, навсегда.

Дом культуры железнодорожников станции Печора внесен в государственный список памятников истории и культуры. Ныне ДКЖ — единственный в мире дом-музей театра ГУЛАГа.       

 

Семушина Н.  «40 лет. Судьбы и люди» // Ленинец. - 1989. – 16 мая.

Кожевин Ю.  Театр невольников // Печора молодости нашей. – Изд-во «Печорское время», 1999. – С. 16.