|
||||||||||||
Печорский
авиаотряд:
вехи
становления:
1949. Через 72 дня после официального присвоения Печоре статуса города, 1
апреля,
появился
еще один
новорожденный.
Им стало
Печорское
авиапредприятие
с первоначальным
местом
базирования
в селе Усть-Цильма. 1952.
Новый аэродром
Печоры
принял
первое
авиазвено.
Трудяги По-2,
Аи-2 и Як-12
перевозили
почту,
доставляли
грузы геологам,
охотникам-промысловикам,
оленеводам
шести
соседних
районов. 1953.
Аэропорт
Печоре
начинает
принимать
новые типы
самолетов
Ли-2, Ил-14.
Наконец
перекинут
воздушный
мост в Москву,
Горький,
Воркуту,
Сыктывкар,
Нарьян-Мар. 1963.
В небе Печоры
появились
новые «первые
ласточки» —
вертолеты
Ми-4. Открывается
еще одна
страница в
развитии
авиапредприятия. 1968
—1970. Общий
объем
авиаперевозок
в народном
хозяйстве
составляет
более 90
процентов. В
этом хорошую
помощь
оказывают
современные
вертолеты
Ми-8 и Ми-6. 1988.
Печорское
авиапредприятие
становится
одним
из
крупнейших
коллективов
в системе
Министерства
Гражданской
авиации по
объемам
выполняемых
работ для
геологоразведчиков
и нефтяников.
Печорцы
первыми в
Коми
управлении гражданской
авиации завершили
переход на
новую
систему
оплаты
труда, начали
работать на
полном хозрасчете
и самофинансировании. 1989. Авиапредприятие принимает новый тип самолетов - Ан-28, готово к встрече Ту. Государственное унитарное предприятие «Комиавиатранс» берет начало в
далеком 1949
году, когда
решением
Коми обкома
КПСС и
Главного
управления
ГВФ в Усть-Цильме
было
организовано
летное
подразделение
с
подчинением
ему
аэропортов
Ухта, Кожва,
Усть-Уса,
Ижма,
Воркута.
Возглавил
его
командир
авиазвена В.В.
Кузаков.
Вместе с ним
основу
небольшого,
но дружного
коллектива
будущего
Печорского
авиапредприятия
закладывали
А.С. Зиновьев,
В.Ф.
Ветренников,
пилоты Н.В.
Зайцев, В.Т.
Круглов, А.С.
Семенюта,
авиатехники
С.А. Торопов,
П.И. Лешуков,
И.И. Кисляков
и другие.
Вот
как
вспоминает
о том
времени
один из
ветеранов
Усть-Цилемского
подразделения
К.П. Дураков: «С
весны 1949 года
на наши
плечи
свалилось
столько
забот и
хлопот, что
об отдыхе и
сне
приходилось
лишь
мечтать. Не
считаясь с
усталостью
и личным
временем,
приводили в
порядок
летное поле
на новом
месте,
строили
технические
здания и
сооружения,
стоянки для
самолетов,
различные
наземные
приспособления.
Однако с
поставленной
задачей
справились
успешно.
Скоро
неприхотливые
и надежные в
эксплуатации
самолеты «По-2»
и «Ан-2» начали
совершать
регулярные
рейсы с
пассажирами,
почтовыми и
другими
грузами
почти во все
населенные
пункты
северных
районов
Республики
Коми». Быстрое
развитие
угольной,
нефтяной
промышленности,
резкое
увеличение
фронта
геологоразведки
и объема
пассажироперевозок
потребовали
форсированного
строительства
аэродрома
непосредственно
в Печоре,
организации
здесь
самостоятельного
предприятия.
Аэродром
был
построен в
удивительно
короткие
сроки —
всего за
пять
неполных
месяцев. В
решении
этой
важнейшей
задачи
приняли
активное
участие
многие
жители
Печоры.
Общими
усилиями
было
выкорчевано
85 гектаров
леса,
спланировано
45 гектаров
площади,
перемещено
1800 кубометров
земли,
построены
взлетно-посадочная
полоса,
служебные и
жилые
здания. Это
позволило в
октябре 1952
года начать
полеты
самолетами «Ли-2»
и «Ан-2» по
трассе «Сыктывкар
— Ухта —
Печора». Через
пять лет
принимается
решение о
создании
эскадрилий
самолетов «Ли-2»
с
постоянным
базированием
в Печоре и
регулярным
выполнением
рейсов на
Ижму, Усть-Цильму
и Сыктывкар.
Еще через
два года
появляются
рейсы по
маршруту «Печора
— Москва —
Печора».
Первыми
пилотами на «Ли-2»
были В.
Другов, М.
Васильевых
и командир
отряда И.
Попов. Между
тем
продолжалось
пополнение
самолетами
более
совершенных
конструкций,
в том числе
турбовинтовыми. В апреле 1967 года самолет «Ан-10» совершил первый рейс по маршруту «Сыктывкар — Печора». В этом же году стали выполняться беспересадочные
рейсы из
Печоры в
Москву,
Симферополь,
Киев. Летный
период 1967 и 1968
годов был
особенно
напряженным
для
коллектива
аэропорта
Печора, потому
что
аэродром в
Воркуте еще
строился, и в
Печоре
вынуждены
были
осуществлять
стыковку
рейсов из
Воркуты и
Инты. В
работе и
жизни наших
авиаторов
большое
значение
имели не
только
самолеты, но
и
винтокрылые
машины.
В
1963 году
начали
пилотирование
вертолетов «Ми-4»
В. Смирнов, Л.
Никкарь, В.
Мишуков и В.
Заполин. а
техническое
обслуживание
этих машин
осуществляли
В. Викторов, В.
Барсуков и
другие во
главе с
инженером В.
Ратниковым. В
совершенстве
освоив
такие
вертолеты,
как «Ми-4», «Ми-2», «Ми-8»,
«Ми-6»,
авиаторы
Печоры оказали
огромную
помощь
геологоразведчикам
в открытии
новых
месторождений,
нефте- и
газодобытчикам
в прокладке
нефтепровода
«Усинск —
Ухта»,
энергетикам,
труженикам
села,
медицинским
работникам.
Печорские
авиаторы
успешно
работали не
только на
территории
своего
района,
Республики
Коми, но и
далеко за её
пределами. В
частности,
на Кубани, в
Сибири,
Казахстане,
Поволжье,
Монголии,
Ираке, Лаосе,
Бангладеш. А
когда
случилась
беда в
Чернобыле,
туда из
Печоры
прибыли 18
представителей
летного и
технического
состава. Они
работали с
большим
риском для
своего
здоровья по
5—6 месяцев.
Среди них —
пилоты Б.
Бузин, В.
Скалин, С.
Белов, В.
Михайлов,
авиатехники
В. Басов, Л.
Вшивцев, Б.
Собянин. С
быстрым
ростом
грузовых и
пассажирских
перевозок
широкий
размах
получило
строительство
наземных
объектов. За
сравнительно
короткий
срок были
построены
здания
аэровокзала,
авиационно-технической
базы,
автобазы с
утепленными
боксами на 100
автомашин
различного
назначения,
складские
помещения, а
также
объекты
радионавигационного
обеспечения.
Каждые пять
лет
сдавалось в
эксплуатацию
по два 100-квартирных
дома. Но
главной
гордостью
Печорского
авиапредприятия
были и
остаются
люди. Это
первые
гражданские
летчики,
участники
Великой
Отечественной
войны М.Д.
Падерин, А.Н.
Машников, В.Я.
Дятлов, Г.К.
Ганнибал,
заслуженный
пилот СССР Д.И.
Лойко,
кавалер
ордена
Ленина Ю.
Демидов и
многие
другие. Они
передали
трудовую
эстафету в
надежные
руки
молодого
поколения. А
это —
твердая
гарантия
того, что
печорские
авиаторы
будут
всегда
востребованы. «Всего у
нас около 50
единиц
летной
техники, но в
строю - 11
вертолетов,
остальная
техника
ремонтируется
или
находится в
ожидании
ремонта. Чем
мы сейчас
занимаемся?
Перевозим
грузы для
геологов,
нефте- и
газодобытчиков,
совершаем
облет трасс
трубопроводов.
Есть у нас и
заказ от
республики
по
выполнению
перевозок в
труднодоступные
районы: в
схему нашего
транспортного
обслуживания
входят Усть-Цилемский,
Ижемский,
Интинский
районы и,
конечно,
Печора. В
нашем
коллективе
всего около
700 человек (прежде
было 2,5
тысячи), с
учетом
наших
линейных
станций,
которые находятся
в Воркуте,
Усинске,
Инте, Ижме,
Усть-Цильме
и
Сыктывкаре»,
- из интервью
директора
Печорского
филиала «Комиавиатранса»
Евгения
Филатова. Филатов
Е.
Вертолетам
нужна
работа //
Регион. – 2001. - № 6. –
С.16. Слезко
И. На земле и
в небе //
Печора
молодости
нашей. – Изд-во «Печорское
время», 1999. – С. 10 – 11. Вехи
становления
// Ленинец. – 1989. – 20
янв. |