Печорский авиаотряд: вехи становления:

1949. Через 72 дня после официального присвоения Печоре статуса города, 1 

Первое здание аэропорта.1964 г.

апреля, появился еще один новорожденный. Им стало Печорское авиапредприятие с первоначальным   местом базирования   в селе Усть-Цильма.

1952. Новый аэродром Печоры принял первое авиазвено. Трудяги По-2, Аи-2 и Як-12 перевозили почту, доставляли грузы геологам, охотникам-промысловикам,  оленеводам  шести соседних районов.

1953. Аэропорт Печоре начинает принимать новые типы самолетов Ли-2, Ил-14. Наконец    перекинут воздушный мост в Москву, Горький, Воркуту, Сыктывкар, Нарьян-Мар.

1963. В небе Печоры появились новые «первые ласточки» — вертолеты Ми-4.  Открывается еще одна страница в развитии авиапредприятия.

1968 —1970. Общий объем   авиаперевозок в народном хозяйстве составляет более 90 процентов. В этом хорошую помощь оказывают современные вертолеты Ми-8 и Ми-6.

1988. Печорское авиапредприятие становится   одним   из крупнейших коллективов в системе Министерства   Гражданской авиации по объемам выполняемых    работ для геологоразведчиков и  нефтяников.

Печорцы первыми в Коми управлении гражданской авиации завершили переход на новую систему оплаты труда,  начали работать на полном хозрасчете и самофинансировании.

1989.   Авиапредприятие принимает новый тип самолетов -  Ан-28, готово к встрече Ту. 

Государственное унитарное предприятие «Комиавиатранс» берет начало в

Современное здание аэропорта

 далеком 1949 году, когда решением Коми обкома КПСС и Главного управления ГВФ в Усть-Цильме было организовано летное подразделение с подчинением ему аэропортов Ухта, Кожва, Усть-Уса, Ижма, Воркута. Возглавил его командир авиазвена В.В. Кузаков. Вместе с ним основу небольшого, но дружного коллектива будущего Печорского авиапредприятия закладывали А.С. Зиновьев, В.Ф. Ветренников, пилоты Н.В. Зайцев, В.Т. Круглов, А.С. Семенюта, авиатехники С.А. Торопов, П.И. Лешуков, И.И. Кисляков и другие.

Директор Печорского филиала Комиавиатранса Е. Филатов

Вот как вспоминает о том времени один из ветеранов Усть-Цилемского подразделения К.П. Дураков: «С весны 1949 года на наши плечи свалилось столько забот и хлопот, что об отдыхе и сне приходилось лишь мечтать. Не считаясь с усталостью и личным временем, приводили в порядок летное поле на новом месте, строили технические здания и сооружения, стоянки для самолетов, различные наземные приспособления. Однако с поставленной задачей справились успешно. Скоро неприхотливые и надежные в эксплуатации самолеты «По-2» и «Ан-2» начали совершать регулярные рейсы с пассажирами, почтовыми и другими грузами почти во все населенные пункты северных районов Республики Коми».

Быстрое развитие угольной, нефтяной промышленности, резкое увеличение фронта геологоразведки и объема пассажироперевозок потребовали форсированного строительства аэродрома непосредственно в Печоре, организации здесь самостоятельного предприятия. Аэродром был построен в уди­вительно короткие сроки — всего за пять неполных месяцев.

В решении этой важнейшей задачи приняли активное участие многие жители Печоры. Общими усили­ями было выкорчевано 85 гектаров леса, спланировано 45 гектаров площади, перемещено 1800 кубометров земли, построены взлетно-посадочная полоса, служебные и жилые здания. Это позволило в октябре 1952 года начать полеты самолетами «Ли-2» и «Ан-2» по трассе «Сыктывкар — Ухта — Печора».

Через пять лет принимается решение о создании эскадрилий самолетов «Ли-2» с постоянным базированием в Печоре и регулярным выполнением рейсов на Ижму, Усть-Цильму и Сыктывкар. Еще через два года появляются рейсы по маршруту «Печора — Москва — Печора». Первыми пилотами на «Ли-2» были В. Другов, М. Васильевых и командир отряда И. Попов.

Между тем продолжалось пополнение самолетами более совершенных конструкций, в том числе турбовинтовыми.

В апреле 1967 года самолет «Ан-10» совершил первый рейс по маршруту «Сыктывкар — Печора». В этом же году стали выполняться беспересадочные

Авиапредприятие

 рейсы из Печоры в Москву, Симферополь, Киев. Летный период 1967 и 1968 годов был особенно напряженным для коллектива аэропорта Печора, потому что аэродром в Воркуте еще строился, и в Печоре вынуждены были осуществлять стыковку рейсов из Воркуты и Инты.

В работе и жизни наших авиаторов большое значение имели не только самолеты, но и винтокрылые машины.                                       

В 1963 году начали пилотирование вертолетов «Ми-4» В. Смирнов, Л. Никкарь, В. Мишуков и В. Заполин. а техническое обслуживание этих машин осуществляли В. Викторов, В. Барсуков и другие во главе с инженером В. Ратниковым.

В совершенстве освоив такие вертолеты, как «Ми-4», «Ми-2», «Ми-8», «Ми-6», авиаторы Печоры оказали огромную помощь геологоразведчикам в открытии новых месторождений, нефте- и газодобытчикам в прокладке нефтепровода «Усинск — Ухта», энергетикам, труженикам села, медицинским работникам.

Самолет Ан-2 у оленеводов

Печорские авиаторы успешно работали не только на территории своего района, Республики Коми, но и далеко за её пределами. В частности, на Кубани, в Сибири, Казахстане, Поволжье, Монголии, Ираке, Лаосе, Бангладеш. А когда случилась беда в Чернобыле, туда из Печоры прибыли 18 представителей летного и технического состава. Они работали с большим риском для своего здоровья по 5—6 месяцев. Среди них — пилоты Б. Бузин, В. Скалин, С. Белов, В. Михайлов, авиатехники В. Басов, Л. Вшивцев, Б. Собянин.

С быстрым ростом грузовых и пассажирских перевозок широкий размах получило строительство наземных объектов. За сравнительно короткий срок были построены здания аэровокзала, авиационно-технической базы, автобазы с утепленными боксами на 100 автомашин различного назначения, складские помещения, а также объекты радионавигационного обеспечения. Каждые пять лет сдавалось в эксплуатацию по два 100-квартирных дома.

Но главной гордостью Печорского авиапредприятия были и остаются люди. Это первые гражданские летчики, участники Великой Отечественной войны М.Д. Падерин, А.Н. Машников, В.Я. Дятлов, Г.К. Ганнибал, заслуженный пилот СССР Д.И. Лойко, кавалер ордена Ленина Ю. Демидов и многие другие. Они передали трудовую эстафету в надежные руки молодого поколения. А это — твердая гарантия того, что печорские авиаторы будут всегда востребованы.

«Всего у нас около 50 единиц летной техники, но в строю - 11 вертолетов, остальная техника ремонтируется или находится в ожидании ремонта. Чем мы сейчас занимаемся? Перевозим грузы для геологов, нефте- и газодобытчиков, совершаем облет трасс трубопроводов. Есть у нас и заказ от республики по выполнению перевозок в труднодоступные районы: в схему нашего транспортного обслуживания входят Усть-Цилемский, Ижемский, Интинский районы и, конечно, Печора. В нашем коллективе всего около 700 человек (прежде было 2,5 тысячи), с учетом наших линейных станций, которые находятся в Воркуте, Усинске, Инте, Ижме, Усть-Цильме и Сыктывкаре», - из интервью директора Печорского филиала «Комиавиатранса» Евгения Филатова.

    

Филатов Е. Вертолетам нужна работа // Регион. – 2001. - № 6. – С.16.  

Слезко И. На земле и в небе // Печора молодости нашей. – Изд-во «Печорское время», 1999. – С. 10 – 11.

Вехи становления // Ленинец. – 1989. – 20 янв.