Печорский судостроительный (судоремонтный) завод (до 1993 – Ремонтно-эксплуатационная база – РЭБ – печорского речного пароходства).

РЭБ. Декабрь 1988 г.

Промышленное судостроение на Печоре молодо. Оно развивалось и крепло на протяжении жизни одного поколения. Сегодня еще можно встретить людей, которые стояли у истоков строительства судов.

 Вот некоторые памятные даты по судостроению на Печоре, оставившие свои следы на страницах архивных документов.

-         В 1868 г. в Усть-Цильме была построена яхта «Святой Николай»

-         В 1920 г. в поселке Щельяюр открылась небольшая мастерская по ремонту судов. С нее началась история Щельяюрской РЭБ. Первым начальником затона был Н.С. Норицын.

-         С 1945 г. Щельяюрская СРМ стала специализироваться на судостроении. Первый цельносварный корпус был сделан для парохода «Социализм».

-         В 1947 г. судоремонтники выделились из речного порта Печора в самостоятельное предприятие – СРМ.

-         В 1957 – сдан в эксплуатацию слип Печорских судоремонтных мастерских.

-         В 1958 г. на база СРМ Печоры и Лемтыбожа была организована Печорская РЭБ. Здесь началось строительство несамоходного флота.

-         В 1961 г. со стапелей Печорской РЭБ сошла первая 100-тонная металлическая баржа.

Судостроение в Щельяюре, а позже и в Печоре, началось в связи с ростом грузоперевозок водным транспортом, когда возникла необходимость в обновлении и пополнении судоходного хозяйства. Для этого на Печору были доставлены пароходы и баржи из других бассейнов страны. Это, конечно же, было большим подспорьем. Однако позже пришли к выводу, что в Печорском речном бассейне необходимо развивать свое судостроение, чтобы в продолжительный межнавигационный период обеспечить работой судовые команды. Это, во-первых. А во-вторых, специфика наших северных рек (мелководье, перекаты) выдвигали и другой подход в строительстве судов: они должны быть мелкосидящие, маневренные.

В короткий срок решались многие вопросы, в основном благодаря мужественному труду речников. Они учились, осваивали новое для них дело, как говорится, на ходу. Рассказывают, как в начале 50-х годов, когда судоремонтные мастерские в Печоре только организовывались, и не было еще слипа, команды судов устраняли поломки. Главным их «инструментом» была рабочая смекалка.

1 июля 1947 года судоремонтные мастерские, выделившиеся в самостоятельное предприятие, положили начало печорской РЭБ. Первым начальником судоремонтных мастерских был назначен Михаил Дмитриевич Борисов, главным инженером – В.Ф. Клявкин.

В 1951 году на техническое обслуживание был принят первый на Печоре теплоход «Венера». В 1955 году - взамен работающего на пригородной линии газохода № 22 поступили теплоходы типа «Москвич». В 1957 году сдали в эксплуатацию слип. Руководство его работой было вверено Алексею Ефимовичу Вишнякову. А в 1958 году, сорок лет назад, Печорские судоремонтные мастерские были преобразованы в Печорскую ремонтно-эксплуатационную базу флота. В этом же году началось строительство металлических барж.

В 1962 году закончилось строительство и начала работать кузница. Взамен пассажирских пароходов посту­пили теплоходы «ВТ».

На глазах ветеранов ме­нялся флот. В 1966 году поступил теплоход на подводных крыльях «Беларусь», в 1967 году — теплоход «Ракета». Этот же год явился началом строительства на предприятии  самоходного флота. В 1968 году поступили глиссирующие пассажирские теплоходы «Заря». Первыми командирами скоростного флота были В. П. Днепровский, А. Е. Троян, М. В. Плешков, А. Г. Бабарыкин, Е.Я. Ануфриев, Л. А. Шашев, Ф. И. Терентьев, В. П. Чалышев, С. В. Щукин...

Сегодня Печорский судостроительный завод входит в состав Печорского речного пароходства. На стапелях завода строятся нефтеналивные баржи грузоподъемностью 1200 т, танкеры грузоподъемностью 300 т, учебные суда для речных училищ, баржи-площадки для перевозки различных училищ, баржи-площадки для перевозки различных грузов.

 

 Азаров О.  Печорский судостроительный (судоремонтный) завод// Республика Коми: Энциклопедия. Т. 2. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. – С. 445.

Желтый В. Со стапелей сходили суда // Печор. время. – 1996. – 5 июня.  

Шувалов А. Начало // Ленинец. – 1988. – 24 сент.