ПЕЧОРСКИИ
ПОРТ расположен
в среднем
течении
реки Печоры
на 882-м
километре
от устья на
правом
берегу. Это
один из
крупнейших
портов
северо-запада
Российской
Федерации.
|
Первая контора порта |
Основное
назначение
порта -
перевалка
грузов с
железной
дороги на
воду и
обратно.
Порт также
производит
добычу со
дна русла
реки
нерудных
материалов.
Порт
был
образован 1
марта 1942 года.
В это время
им
руководил
Михаил
Андреевич
Усанов.
Порт
имел
примитивную
пристань,
четыре
плавучих
перегружателя
типа РВТ
производительностью
по 25 тонн в
час,
несколько
передвижных
транспортеров
«Ленинец»
длиной по 15
метров,
угольный
причал для
перегрузки
каменного
угля с железной
дороги на
баржи
производительностью
до двух
тысяч тонн в
сутки.
За
навигацию
перерабатывалось
30 тысяч тонн
различных
народнохозяйственных
грузов. В 1942
году первые
баржи,
загрузившись
воркутинским
углем ушли в
Нарьян-Мар. В
порту
закончилось
строительство
электростанции
мощностью 150
киловатт.
Среди
работающих
в порту был
один специалист
с высшим
образованием
— главный инженер
Кирим
Семенович
Рыбаков,
пять
человек
имели
среднее
техническое
образование.
Первыми
механизаторами
на РВТ стили
К. М. Мефодьев,
П. И. Карельский,
И. В.
Наволоцкий,
электрик
Козыч и
кузнец
Цымбал.
Героически
трудился
коллектив
предприятия
в годы Великой
Отечественной
войны.
Каждый
работал за
себя и за
товарища,
ушедшего
защищать
свою Родину.
Рабочие
выполняли
по две нормы
в смену и
более. Никто
не уходил с
рабочего
места, не
выполнив
производственного
задания.
Трудовой
энтузиазм
был одним из
важнейших
факторов
роста
объема и
качества работы.
Отлично
справлялся
с рейдовой
работой экипаж
парохода «Двина»
(капитан Г. М.
Попов).
В
первые годы
своего
существования
коллектив
порта
оказал
значительную
помощь в
строительстве
Северной железнодорожной
магистрали,
росте поселка
речников и
города в целом.
В
1943 году порт
возглавил А.
Сорокин.
Велось
строительство
земляной
|
Здание управления
порта с 1942 по 1945 гг. |
дамбы, перекрывающей
Канинскую
протоку,
лесопильного
цеха,
временного
угольного
причала,
электростанции,
жилых домов
и зданий
бытового обслуживания.
Силами
работников
управления
Печорстрой
к весне 1943
года был
построен
причал для
тяжеловесных
грузов,
поступающих
с воды на
железную
дорогу. Проведена
также железнодорожная
ветка от
станции
Печора к
причалу
тяжеловесов
и к временному
угольному
причалу.
Таким
образом, в
навигацию
сорок третьего
года порт в
затоне
Канин начал
свою
эксплуатационную
деятельность
в полную
силу.
Порой
создавались
такие
ситуации,
когда
казалось,
что нет никакого
выхода. Не
хватало
бензина.
Умельцы
собственными
силами
изготовили
газогенераторные
установки.
Автомашины
и трактора,
а потом и
флот (газоходы)
стали
работать на
древесной
чурке.
Судоремонтные
работы
выполнялись
вручную,
поэтому
труд рабочих
был
малопроизводительным.
Но,
несмотря на
слабую
оснащенность
технологическим
оборудованием,
отсутствие
необходимого
количества
кадров со
специальной
подготовкой,
коллектив
ремонтников
справлялся
с
возложенными
на него
задачами,
обеспечивал
своевременный
и качественный
ремонт
флота,
погрузооборудования
портового
хозяйства.
Многие
портовики
были
призваны в
действующую
Красную
Армию. Их
места на
производстве
заняли
женщины,
юноши и
девушки, закончившие
ФЗУ или ремесленное
училище.
Коллективы
испытывали
большие
трудности в
продуктах
питания, и,
чтобы как-то
улучшить
положение,
было решено
создать
собственную
продовольственную
базу.
Поэтому
рабочие
одновременно
занимались
подсобным
сельским хозяйством.
Об этом газета
«Речник
Печоры» 27 мая 1943
года в
статье «На
полях
подсобных
хозяйств «Канин»
писала: «Закончен
посев
парниковых
рассад. Под
капусту
засеяно
140 рам, под
огурцы - 100, под
табак — 20 и под
лук 80 рам.
Раскорчевано
и подготовлено
к вспашке
1,5 гектара
новой
площади.
Развивается
индивидуальное
огородничество».
Следующие
четыре года
коллективом
портовиков
руководил
Василий
Иванович
Федосеев.
Несмотря на
отсутствие
механизации
и рабочей
силы, порт
регулярно
выполнял
производственный
план. Вот о
чем поведал
приказ
начальника
Кожвинского
речного
порта от 18
апреля 1944
года:
«Работники
погрузработ
Н. М. Валетов
и И.В. Кошкин 18
апреля текущего
года в
течение 8
часов
разгрузили
два вагона
общим
количеством
34 тонны.
Приказываю:
1. За
самоотверженную
работу и
высокую
производительность
труда Н.М.
Валетову и И.В.
Кошкину
объявить
благодарности
с
занесением
в трудовую
книжку. 2.
Выдать Н.М.
Валетову и И.В.
Кошкину
ордера на
получение
отрезов на
костюмы с
подкладкой
из фонда
грузчиков.
Приказ объявить
рабочим и
служащим.
Начальник
порта В.И.
Федосеев».
А
приказ
начальника
порта № 74 от 7
августа 1944
года
обязывал
обеспечить
заготовку
ягод и
грибов из
расчета:
грибов не
менее 25 и
ягод - 20
килограммов
на одного
работающего.
Газета
«Речник Печоры»
2 ноября в статье
«Предпраздничные
подарки»
писала:
«20 посылок
отправили
речники
Канина
бойцам
Красной
Армии к 27-й
годовщине
Октября.
В посылках -
кондитерские
и булочные
изделия, собранные
рабочими в
счет своих
норм,
носовые
платки и
другие
предметы».
К
7 ноября та же
газета
опубликовала
рапорт
канинцев: «Первомайский
приказ
вождя
народов
товарища
Сталина был
встречен
коллективом
работников
пристани
Кании как
призыв
повысить
качество
своей
работы, отдать
все силы на
выполнение
производственных
заданий, на
усиление
помощи
фронту.
Сейчас,
подводя итоги
летней
работы, мы
можем с
гордостью
сказать, что
взятые
обязательства
выполнены.
План по
грузообороту
выполнен на
132 процента,
в том числе
по
отправлению
- на 120 и по
прибытию - на
150. В срок
досрочно
пристанью
обработано
140 судов.
Выработка
грузчиков в
среднем
составила 8,5 тонны
вместо
положенных 6,3
по плану.
План
доходов
пристанью
выполнен
на 177
процентов,
от работы
транзитного
флота получено
доходов 5 миллионов
рублей.
Этих
успехов
коллектив
пристани
добился
благодаря
самоотверженной
работе
каждого на
своем посту.
Особенно
следует
отметить
грузчиков
Колычева,
Козуб, Васюк,
Русакова, Ли-Чан-Фа,
Бабичева и
других, мастера
Драгунова,
старшего
диспетчера
Чупрова,
старшего
таксировщика
Рогачеву,
шкипера
Гладина,
механизатора
Сидоренко,
электрика
Хозина,
прораба
Ручьева,
бухгалтера
Репп. Эти
люди всегда
служили
примером
честного
отношения к
труду, были
образцом
дисциплинированности
и организованности
при
выполнении
порученной
работы».
Создаются
женские
бригады
грузчиков,
одну из
которых
возглавила
Мария
Степановна
Степанова,
чье имя за
самоотверженный
труд
занесено в
книгу Почета
Коми АССР, а
министр
речного
флота СССР 3.А.
Шашков за
стахановские
методы
погрузки
и выгрузки,
успешное
выполнение
соцобязательств
объявил ей
благодарность
с выдачей
денежной
премии в
размере 400
рублей.
Такие
же бригады
возглавляли
Анна Михайловна
Гусакова,
Ольга
Николаевна
Швец и
другие
женщины.
В
1946 году
граница
деятельности
порта
расширилась
от Усть-Вои
до
Родионова,
стала
протяженностью
176 километров.
На балансе
находились 4
парохода: «Ока»
(винтовой), «Двина»
(колесный), «Товарищ»
(винтовой)
и «Илыч» (колесный).
Было
создано
пять
бригад с
отработкой
на полную
производительность
по одному
разу в
неделю с 6
часов утра
до 12 часов
дня, а с 14
часов - на
своих основных
работах.
Первую
бригаду из 25
человек
возглавил
непосредственно
сам начальник
порта В. И.
Федосеев.
За
навигацию
сорок
седьмого
года
отправлено
92 тонны
грузов,
впервые
закачаны и
отправлены
нефтепродукты
наливом в
объеме 0,5
тонны на
специально
переоборудованной
барже «Колва».
С
увеличением
объема
переработки
грузов,
ростом
флота для
отстоя и
ремонта в
Канинском
порту с 1 июля
1947 гда
судоремонтные
мастерские
выделились
в
самостоятельное
предприятие.
Первым
начальником
СРМ был
назначен М.Д.
Борисов,
главным
инженером –
В.Ф. Клявин.
Указом
Президиума
Верховного
Совета
РСФСР от 18 января
1949 года
рабочие
поселки
Печора и
Канин
Кожвинското
района были
преобразованы
в город
Печору.
С
этого
времени
Канинский
порт
именуется
Печорским.
Руководил
им В. Н.
Семенов.
Кроме
основной
эксплуатационной
деятельности,
он
занимается
заготовкой
и вывозкой
древесины в
Гажаласте.
За этот год
заготовлено
деловой древесины
— 6915 кубометров,
дров—4791. Плановые
задания
по производственным
показателям
коллективом
выполнены:
по
переработке
— на 138,
по
отправлению
грузов — на 132,8
процента.
По
итогам
работы за
год троим
грузчикам (Козубу,
Евичу и
Валетову)
вручены
значки «Отличник
социалистического
соревнования
МРФ» и
Почетные
грамоты, а 176
работникам
объявлены
благодарности.
Хорошо
работали
грузчики-стахановцы
под
руководством
начальника
погрузочных
работ С.А.
Драгунова.
В
следующем, 1950,
году
начальником
Печорского
речного
порта был
назначен В. Д.
Григорьев.
Для
выполнения
рейдовых
работ, обслуживания
транспортного
флота к
порту
приписаны 4
единицы
самоходного
флота: «Двина»,
«Ока», «Товарищ»
и «Газоход-22», 14
единиц
несамоходного
и 13 стоечного
флота.
Техническое
состояние
флота
находилось
в неудовлетворительном
состоянии.
Погрузмеханизация
состояла
из специалистов
угольного
причала
производительностью
1800 тонн в сутки,
имелись две
единицы РВТ
на 1200 тонн, в
сутки,
плавкран «Ижорец»,
передвижные
транспортеры
типа «Ленинец»
и
короткомеры
в
количестве
10 единиц
общей
мощностью
до 750 тонн в
сутки.
В
порту
появились
подсобно-вспомогательные
производства
и непромышленные
хозяйства:
автогараж
(9 грузовых
машин, 3
легковых и
один
трактор),
подъездные
железнодорожные
пути
протяженностью
2,6 километра.
Лучшими
бригадами
грузчиков
считались
коллективы,
возглавляемые
Пирожковым
и Ли Чен-Фа;
среди
механизаторов
- Тимчука,
Карельского,
Ивасишина;
среди
лесозаготовителей
- Прудникова
и Ципкуна.
Для
обслуживания
местной
пассажирской
линии был
закреплен
пароход «Печорский
пионер».
П.А.
Еремин
руководил
портом с 1951 по
1957 год.
Активно проводились
модернизационные
работы,
реконструкция
причалов,
внедрялись
передовые
прогрессивные
методы труда.
Охват
механизацией
составил 78
процентов
от общей
переработки.
Коллектив
порта оказывал
помощь в
разработке
и
выполнении
планов
руслановско-бурлаковского
движения
среди
экипажей
транспортного
самоходного
и несамоходного
флота.
На
линии
Печора -
Абезь
курсировал
пароход «Цильма»,
маршрут
Печора –
Кожва -
Соколово
обслуживал
газоход, не
приспособленный
к перевозке
пассажиров.
Билет от
Печоры до
Кожвы стоил 4
рубля, до
Соколова - 12.
Существовали
паccaжирские
линии до
Нарьян-Мара
и Троицко-Печорска.
В
1951 году на
реку Печору
поступил
первый
теплоход «Венера».
Для
улучшения
организации
труда на
погрузочно-разгрузочных
операциях и
обработки
подвижного
состава
порт
официально
просил
Главсеверофлот
и пароходство
ввести в
штатное
расписание
должности
старшего
диспетчера
погрузработ
и трех дежурных
диспетчеров.
Первыми
диспетчерами
грузовых
работ стали
М.В.
Кондратьев,
В.А. Носова, Л.П.
Еремин и др.
В
речной
части города
было
построено
первое
каменное
здание -
школа № 2 на 440
мест.
Строительство
осуществлялось
стройучастком
пароходства
при актив=ной
помощи
общественности
предприятия.
В
следующем
году были
введены в
эксплуатацию
вторая
фронтальная
транспортерная
линия
угольного
причала,
плавкран
типа «Старый
бурлак» и
железнодорожный
кран марки «ПК-6».
Навигация
открылась
позже предыдущей.
Большой
подъем воды,
затопление
сухогрузного
причала и
нижних
железнодорожных
путей,
последующее
их
восстановление
позволили
приступить
к переработке
грузов
только 15 июня,
а с 23 июля наступило
мелководье.
Вес эти и
другие
причины
повлияли на
работу порта
в целом.
План
по
заготовке и
вывозке
древесины
оказался
невыполненным,
лесзаг дал
порту
убыток в
сумме 205
тысяч рублей.
Впервые
в навигацию
1952 года
ленточные
транспортеры
угольного
причала
были
приспособлены
для
переработки
тарно-штучных
грузов.
Применение
лебедок к
спускным
трубам, а
также
лебедок для
передвижения
судна у «бычков»
во время
загрузки
углем
высвободило
двух
человек -
грузчиков в
каждой
смене. Кроме
того, работу
на лебедках
могли
выполнять
женщины.
Перед
открытием
навигации
коллектив
порта
принял
социалистические
обязательства
и вызвал на
соцсоревнование
коллективы
Котласского
порта и
пристани
Щельяюр.
Навигация
пятьдесят
третьего
года
открылась
отправлением
первого
пассажирского
парохода «Сталинец»
30 апреля, а 1
мая прибыл
пароход «Неман»
с плотом.
Предварительно
работники
порта
подготовили
причалы и
провели
модернизационные
работы.
По
угольному
причалу
осуществили
капитальный
ремонт
механизации,
заново
построили
эстакаду,
подняли
подъездные
пути. В
результате
реконструкции
добились
выгрузки
вагонов с
углем на обе
стороны (полностью
отпала
необходимость
в ручном
труде). Если
техническая
производительность
на две нитки
в 1952 году была
92 тонны в час,
то в 1953 она
достигла 242.
По
сухогрузному
причалу в
тупике
удлинили
железнодорожные
пути,
произвели
дноуглубление
у причала,
осуществили
планировку
и отсыпку
площадки
величиной 2950
квадратных
метров.
Увеличилась
площадь под
грузы и
создались
условия для
проезда на
автомашинах
в любой
конец
сухогрузного
причала.
Один
из газоходов
№ 22 был
переоборудован
из
буксирного
в пассажирский
(вместимость
50 человек).
Работал на
газочурке,
притом при
шуровке все
газы и дым
буквально
душили
пассажиров
на палубе и в
каютах.
Газоход
ходил перегруженным,
и часто выходил
из строя
двигатель.
За
навигацию
простоял на
ремонте
больше
месяца.
По
итогам
работы за
май
отмечена
хорошая
работа. За
ноябрь - присуждено
первое
место с
вручением
Красного
знамени. За
долголетнюю
и
добросовестную
работу на
речном
транспорте
награждены:
орденом
Ленина -
начальник
порта П.А.
Еремин,
Орденом
Трудового
Красного
Знамени
заместитель
начальника
А.Д. Зрячев и
капитан
рейда Г.М.
Попов,
медалью «За
трудовую
доблесть» —
механик
теплохода «Ока»
Т.А.
Казачишин и
медалью «За
трудовое
отличие» -
начальник
причала
Кожва В.И.
Александров
и первый помощник
механика
парохода «Ока»
М. Я. Канев.
Вскрытие
реки Печоры
в 1954 году на
участке
Кырта - Печора
произошло 28
апреля, а до
Усть-Усы - 30
апреля.
На
межнавигационный
ремонт по
механизации
затрачено 76,6
тысячи
рублей с
трудоемкостью
15782 человеко-часа.
План по
переработке
выполнен на
109,9 процента,
Подготовка
порта к
открытию
навигации 1955
года проводилась
согласно
ранее
разработанным
организационно-техническим
мероприятиям.
Был
построен
склад-навес,
20-метровый выдвижной
транспортер,
смонтирован
новый
плавкран
РМЗ-173.
Причал
тарно-штучных
грузов не
имел
достаточной
складской
площади,
поэтому
грузы
прямого
смешанного
сообщения,
поступающие
мелкими
партиями,
грузились
по прямому
варианту на
судно, и суда
стояли в ожидании
полной
загрузки.
Бункеровка
флота углем
производилась
вручную.
При
обсуждении
решения
июльского (1955
года)
Пленума ЦК
КПСС
коллектив
порта
принял
повышенные
соцобязательства
по
досрочной
переработке
грузов к 1
октября и
сверх плана
обязался
переработать
10 тысяч тонн.
Эти обязательства
были выполнены
к 26 сентября,
и сверх
задания
выдано 22
тысячи тонн
грузов.
В
феврале и в
августе за
хорошую
работу решением
баскомфлота
и
пароходства
коллективу
порта
дважды за
год вручалось
переходящее
Красное
знамя.
На
пригородные
линии
поставлены
вновь прибывшие
пассажирские
теплоходы «Москвич»
вместимостью
145 человек.
Газоход № 22
был снят с
пассажирской
линии.
В
весенний
период 1956
года
работники
порта
приступили
к строительству
механизированной
бункеровочной
базы на
месте
второй
очереди
угольного
причала. 3 июля
объект был
введен в
эксплуатацию
с оценкой «удовлетворительно».
Для
улучшения
обслуживания
пассажиров
на линии
введены в
эксплуатацию
пассажирские
дебаркадеры
проекта 2022.
В
конце того
же года
условно
принят
новый
специализированный
угольный
причал,
который
имел
угольную
склад-площадку.
После
устранения
недостатков
25 июля 1957 года
вновь
провели испытания
причала.
Тогда же
была произведена
подсыпка на
территории
причала
высотой до
одного
метра,
построен
каокасный
склад
площадью 1170
квадратных
метров на
незатопляемой
отметке,
сооружена
свайная
эстакада, на
которой был
установлен
временный
кран СБ-262,
началась
подъемка
железнодорожных
путей на
высоту
метра,
заложен
каркасный
склад
площадью 900
кв. м на
грузопассажирском
причале,
проведены
другие
мероприятия.
Управление
порта переехало
с улицы
Ленинградской
на
Набережную (ныне
дом № 34/1 по
улице В.
Русанова).
Наквасин
В.
Становление.
Из истории
Печорского
речного
порта //
Ленинец. – 1990. – 11
авг.
|