1 сентября 2001 года Печорские почтовики отметили 60-летний юбилей со дня образования Кожвинского отдела (конторы) связи.

Конечно же, нельзя считать, что именно с этой даты только и началась

Н. Терентьева, радиоузел РУСа 1988 г.

 история печорских почтовиков, просто 1941 — это год образования Кожвинского района, когда был ликвидирован Печорский округ и все окружные учреждения, в том числе Усть-Усинская контора связи, в подчинении которой находились предприятия, отделения и агентства связи нашего района.

Когда же появилась почта в нашем крае? Да она была здесь всегда! Ведь почта — перемещение сообщений, грузов, гонцов от отправителя к получателю. Вестник (первое упоминание в 986 г.), грамотоносец (1037 г.), гонец (1093 г.), почтарь (XV век), почтовик (XIX век) — все это о работнике почты.

По той же схеме, что и по всей стране, развивалась почтовая связь и у нас в Печорском крае: сигнальная (дым костров, удары в сигнальный барабан), устная (вестник), частная, ямская, земская, государственная. В разные годы, в зависимости от формирования территории и административно-территориального деления, хронологии изменений в низовом административном районировании Республики Коми и изменений в отрасли, несколько раз менялось и название предприятия, не изменяя самой сути. С конца 1998 года предприятие носит название: Печорский районный узел почтовой связи.

Территория, обслуживаемая конторой в то время, — это территория сегодняшних Усинского, части Вуктыльского, Печорского, Интинского, Воркутинского районов.

Как же доставлялась почта на такой огромной площади, территории с невысокой плотностью населения? Одна из давних бед России – дороги. А уж на крайнем Севере это настоящая беда. Здесь в силу климатических особенностей, удобства проезда зависели от времени года. Наиболее удобно было ездить зимой, когда устанавливался санный путь. Значит, зимой — на лошадях. В населенных пунктах находились почтовые станции со своим штатом ямщиков, почту сопровождал возчик либо конный почтальон, на станциях лошади менялись, а люди двигались дальше. Какой ценой давалась доставка почты! Снежные заносы зимой, страшная грязь в весеннюю и осеннюю распутицу, в период летних дождей. Кроме того, очень широко использовались водные пути. Почта перевозилась практически на всех пароходах, в том числе «Ухтпечлага», у предприятия был свой парк катеров.

В связи со строительством железной дороги часть почты стала перевозиться железнодорожным транспортом. (В 1942 году были получены 2 почтовых вагона). В середине 60-х годов узел связи начал использовать наряду с гужевым автомобильный транспорт, аэросани, полуглиссер.

Неоднократно происходили и ведомственные структурные перестройки. То вливалась в узел связи, то уходила из него фельдъегерская связь; то выделялась из почты в 1964 году, то вернулась назад в 1991 году «Союзпечать». А взаимоотношения с коллегами электросвязистами! Про них можно написать целый роман: в трудные времена электросвязисты всегда были вместе с почтой, а когда положение их более-менее стабилизировалась — развод, да еще с такими кабальными условиями!

Так, в 1963 году в соответствии с указанием Министерства связи СССР и распоряжением управления связи республики, электросвязисты выделились из состава РУС в ЭТУС. Правда, своих «маленьких детей» — эксплуатацию телеграфной и телефонной связи — оставили растить и кормить своей маме — почте. Пожив на вольных хлебах, в 1986 году ЭТУС ликвидируется, а работники и средства электросвязи вернулись почтовикам, к слову сказать, менее богатыми, чем уходили.

Современное здание РУСа

Несколько счастливых лет! Почта дает неплохой доход, так как СССР самая читающая страна, значит, почта имеет средства от подписки. Здесь много пишут писем и очень любят посылать всевозможные подарки друг другу к праздникам. Но грянула перестройка. Страна стала значительно меньше по размерам, зато добавилось зарубежья. Много ли стали писать писем? А посылки? В ходе перестройки и после нее большинству стало не по карману их отправлять. А потом и насытился рынок всевозможными товарами. Стало легче и дешевле купить все, что необходимо, у себя, на месте. Вот и иссяк посылочный обмен. На долю его теперь приходится 2—3 процента от всех доходов почты. Окрепнув за время совместного ведения хозяйства, увеличив свою материальную базу, электросвязисты, где в 1993 году, а у нас в 1994 году, объявив почту «камнем на шее», тянущим вниз, акционировались. Почте теперь якобы незачем беспокоиться, ей будет обеспечена государственная поддержка. В то же время многие тогда, особенно из бывших партнеров, пророчили почте тихую и незаметную смерть, А чтобы это произошло как можно скорей, теперь уже они забрали с собой и эксплуатацию.

ТАК на чем же почте было жить и выживать? Поначалу не было сомнений, что почте будет обеспечена государственная поддержка. Даже была принята очень хорошая Программа технического перевооружения на период до 2005 года. Однако государство о почте забыло. Вместо техники государственная почта получила от государства через государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам запрет дальнейшей работе на «Онегах», и ни копейки денег! И это после августовского, 1998 года, кризиса! И это в то время, когда новые контрольно-кассовые машины (а они в силу специфики почтовой отрасли) должны быть аналогичными либо совместимыми по всей стране, еще не были разработаны! И это в то время, когда и без этого маленькая зарплата почтовиков вместо увеличения была снижена, сокращены режим работы отделений связи, частота перевозки почты. Откуда же было взять денег на техническое перевооружение? Из собственных средств Печорский РУПС приобрел все компьютеры и ККМ.

Был обещан государством и транспорт. Что почта без транспорта? Государство не помогло. За счет средств УФПС Республики Коми за период с 1994 года было приобретено два новых автомобиля марки УАЗ, заменившие большегрузные, дорогие в эксплуатации ГАЗ-66. Шесть автомобилей требуют замены на новые. Работают они сегодня только благодаря мастерству водителей.

Между тем задачи, поставленные перед почтой федеральным правительством, остались прежними. И они по своей сути особо не отличаются от тех, что стояли перед связистами во все времена. Где бы люди ни жили, они должны иметь постоянную связь с остальным миром. Это ведь в городах есть теперь и цифровая, и какая угодно связь, ну еще в населенных пунктах, что к городам поближе. А вот поселок Косью всего-то в двух часах езды от города, а кроме почтовой связи, другой не имеет.

В КОНЕЦБОРЕ выписывают 5 экземпляров газет, да одно письмо в две недели сюда приходит. Кто ответит, на какие средства сюда ехать хотя бы два раза в неделю, а лететь в распутицу, а плыть в навигацию, содержать помещение, платить зарплату?

Переводы, письма с бандеролями и посылками, подписка на периодическую печать, их доставка и продажа в киосках — этим почта занималась всегда. Но если бы этим мы и ограничились, то в нынешних условиях действительно предприятие бы умерло. Почтовики же Печоры не сдались. Даже тогда, когда нас бросила электросвязь, и тогда, чтоб еще больнее было, когда у нас отняли доставку пенсий и пособий. А это составляло 30 процентов наших доходов.

Почта всегда торговала конвертами, открытками. Но вы видели такое разнообразие этого товара на наших прилавках ранее? Теперь вы можете приобрести у нас еще и канцелярские товары, и парфюмерию, и даже... мебель. Мы уже два года сотрудничаем с магазином «Инструмент», снабжающим население мебелью, оборудованием, бытовой техникой. От такой нашей деятельности и почте доход, и люди, особенно в районе, получают самое необходимое. Занимается почта и фотоуслугами, продает лотереи, принимает платежи за электроэнергию, коммунальные услуги, газ.

Государство обещало почте в Федеральном Законе «О почтовой связи» свою поддержку, да и не выполнило обещание, в то же время мы обязаны исправно платить налоги. Кроме того, мы еще должны оказывать бесплатно услугу по обработке и пересылке воинской корреспонденции.

Несмотря на все трудности, постепенно преображаются, обретают более современный облик отделения почтовой связи. В течение 2000, начале 2001 года отремонтированы все городские отделения связи, а также в Путейце, Чикшино. Перешли в другие помещения Печора-7, отделения Косью, Березовка. Обновлена реклама, в ряде отделений оформлена уличная реклама. Практически все сделано своими руками. Теперь наступил черед наведения порядка в сельских отделениях связи. На сегодняшний день на это нет денег. Помещения, где расположены отделения связи, большей частью арендованные, и преимущественно у местной власти. Если бы нас она освободила от несения затрат по содержанию, хотя бы отделения связи Кедровый Шор, где годовая сумма доходов равна сумме затрат на отопление помещения! А может, почта в Кедровом Шоре и не нужна? Закрыть? Или отказаться от отопления совсем, как в Конецборе? А ведь в ряде регионов: Башкирии, Красноярском, Краснодарском краях, Псковской области почта вообще освобождена местной администрацией от уплаты арендной платы.

И все-таки в предыдущем году правительство нам «помогло» — обложило услуги почтовой связи пятипроцентным налогом с продаж. Результат налицо: объем принятой подписки сразу уменьшился. Кроме того, у почты есть и должники. Это те, кто финансируется опять же государством — ГОВД.

Преданные почте люди решают все. Люди, не растерявшие гордость за свою профессию. Люди, не разбежавшиеся в поисках большой зарплаты, когда почта летела в экономическую пропасть. На всех этапах развития Печорского РУПС здесь трудились замечательные специалисты. А специфика деятельности почтовиков такова, что у нас практически не бывает временных работников. Люди трудятся долгие-долгие годы, а потом на смену им приходят их дети.

С 1934 года на предприятии трудились члены одной из династий, сначала — Л.М. Сахаров, затем его дочь А.Л. Пасынкова, в электросвязи работала его другая дочь Н.Л. Вокуева, а также их родня — М.Д. Вокуев и Л.Д. Вокуева. Добрый след оставила М.И. Камаева (Быстрова), проработавшая в Печорском РУС 37 лет, и вот уже 30 лет трудится у нас же ее дочь, экономист Л.И. Камаева. Именно на нашем предприятии в 1955 году начинался трудовой путь Г.Э. Шика, заслуженного связиста России, заслуженного работника народного хозяйства, ныне начальника УФПС РК.

А сколько километров провел в пути водитель В.Н. Рочев, развозящий почту на автомашине до Приуральского, Соколова, Медвежской, по Кожвинскому кусту, в Кедровый Шор! Скоро исполнится 25 лет, как он посвятил себя дороге и почте.

А почтальоны — это истинные рекордсмены, но в отличие, от тех, кто стремится попасть на страницы книги рекордов Гиннесса, они - люди скромные и занимаются действительно полезным и нужным делом. Один из наших рекордсменов — Ш.М. Семенова, ныне пенсионерка.   Сколько посылок обработала, приняла и выдала, сколько денег пересчитала и выплатила за свою 40-летнюю жизнь на почте Г.И. Янина!

Я люблю почту России, люблю свой родной узел связи, люблю своих коллег. И очень хочу, чтобы почту так же, как я, полюбило государство и воздало ей по заслугам. Я мечтаю, чтобы администрация МО «Город Печора и подчиненная ему территория» освободила бы почту от арендной платы за арендуемые у нее помещения, чтобы дала «добро» на существование всех пяти почтовых киосков (ну нет у нас сегодня денег на замену деревянных на металлические), а УФПС РК подарило бы Печорскому узлу связи один металлический киоск и автомобиль марки УАЗ. Мечтаю, чтобы нашелся спонсор, такой, как «Байтек-Силур», и подарил бы нам ксерокс, а все остальное мы постараемся заработать сами, ведь работать мы можем.

      

Лебедева Т. Моя почта // Печор. время. – 2001. – 4 сент.