Многие жители нашего города читают свою местную газету «Пе­чорское время», получив ее по подписке или купив в киоске. Давно сложилась такая

Старая типография 1968 год

 схема пути газеты: автор - редакция -  читатель. Как правило, читателя мало интересует, кто ее набирает, верстает, печатает. Он не обращает внимания на так называемые выходные данные, где обыч­но нонпарелью сообщается о месте рождения газеты. И все же об этом стоит знать.

Печорская типография, ныне муниципальное унитарное предприятие «Издательство «Печорское время», как любое другое предприятие, имеет свою биографию, своих героев. Полиграфисты вместе с журналистами с января 1942 года являются беспристрастными летописцами становления и возмужания нашего города, развития всего Печорского края.

Сегодня наша газета делается быстро и качественно на современном газетно-издательском оборудовании. А когда-то, в суровую зиму первого года гитлеровского нашествия, здесь, на таежном берегу северной красавицы Печоры, в рабочем поселке Канин-Нос все начиналось с нуля. 11 марта 1941 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован самостоятельный Кожвинский район с центром в селе Усть-Кожва. А в середине лета центр был переадресован на правый берег в поселок Канин-Нос, где с декабря 1940 года уже действовал поселковый Совет.

По статусу районный центр и его руководящие структуры должны были иметь свой печатный орган, газету и типографию. И о том, как все это происходило, можно узнать из рассказа первого редактора Н.И. Васильева. В конце октября 1941 года он получил из обкома партии распоряжение прибыть в центр нового района и организовать там выпуск газеты. Подтвердили это решение и в окружкоме партии. И вот в слякоть и холод из Усть-Усы ему пришлось с неимоверными трудностями добираться до места на­значения. В Усть-Кожве он узнал, что помещения под типографию и редакцию пока нет, и полиграфическое оборудование находится ещё в пути, что нужно основываться на новом месте и там самому начинать действовать.

Уже в декабре было изыскано барачное помещение. Его почти месяц ремонтировали, утепляли, приводили в соответствующий вид. По прибытии оборудования установили печатную машину с ручным приводом и расставили кассы со шрифтом. И типография начала работать. Готовили и набирали материалы для первого номера газеты, получившей название «Ленинец». Но выпуск задерживался из-за отсутствия клишированного заголовка, который находился в пути из Сыктывкара. Получить же его так и не удалось, ибо по прибытии на почте случился пожар, и ценная посылка сгорела. Тем не менее, первый номер вышел. Заголовок сделали сами. Так 20 января 1942 года официально появилась на свет на далеком Севере еще одна районная газета.

О той поре есть воспоминания и первой наборщицы типографии А.Д. Михеевой, которая по буковкам с трепетом набирала первый номер «Ленинца». А прибыла она в Канин-Нос из Сыктывкара в конце лета 1942 года по направлению после учебы. Из Кожвы до Канин-Носа переправлялась на катере, так как моста еще не было. 18-летней девушке со старшими товарищами наравне пришлось оборудовать типографию и жить в землянках, готовить к выпуску газету. Нелегко было набирать, верстать в холодном, полумрачном помещении. Основная нагрузка ложилась на плечи заведующего типографией К.Н. Кузнецова. Он из линеек изготовил крупные буквы и собрал слово «Ленинец». И газету верстал он. Помогала ему супруга — печатница Е.А. Кузнецова. Электричества тогда не было, и печатную машину крутили вручную.

Вот так начинали свою жизнь печорская типография и газета. Выходила она один раз в неделю двухполосной, в четверть формата главной газеты страны «Правды». Трудно приходилось тогда полиграфистам и газетчикам, а было-то их всего шесть человек. Жили в землянках, сами заготавливали в лесу дрова, пилили, кололи и везли на санках. Еда - скудный паек. Сложно было добывать местный информацион­ный материал из-за бездорожья, отсутствия транспорта и связи и особенно получать сводки ТАСС. Не было радиоприемника, а без него как получить сводки Совинформбюро? Но газета жила, типография работала. Главным на страницах был лозунг: «Все для фронта! Все для победы!». Да, в то трудное военное лихолетье наша газета с помощью полиграфистов в полном смысле слова отвечала своему предназначению коллективного пропагандиста, агитатора и организатора на ог­ромном таежно-тундровом пространстве Кожвинского района от станции Глушь (Зеленоборск) до Воркуты по железной дороге, от поселка Кырта до деревни Родь по реке Печоре и от села Адьзвавом до поселка Абезь по реке Усе.

Отгремела война, начались мирные будни. В первые после­военные годы газета уже выходила два раза в неделю тиражом до 1000 экземпляров при редакционном штате два сотрудника. Вся журналистская нагрузка лежала на плечах редактора М.Е. Шаровой, очень ответственной и доброй женщины, умеющей понимать трудности, ладить с полиграфистами, освещать проблемы района и, в первую очередь, поселков Печора и Канин-Нос, после объединения которых в январе 1949 года на карте республики появился новый город Печора, а типография с газетой приобрели городской статус.

С годами наш город утверждался как крупный транспортный узел, становясь своеобразными воротами к несметным богатствам Печорского края. Он рос и вширь, и ввысь. Интенсивно возводились в кирпичном исполнении жилые, производственные, социальные и культурно-бытовые объекты. Только летописцы этого преображения - типография и редакция, по-прежнему ютились в холодных, вросших в землю домиках-бараках.

Соответствующая помещениям была тогда и полиграфическая база. Старое оборудование, малопроизводительная техника, нехватка запчастей, линеек, краски. Фотоснимки на изготовление клише посылали в Сыктывкар. А население города и района росло, рос и тираж газеты, печатные же машины имели производительность только до 1 тысячи экземпляров в час. Если, например, в 1967—1971 годах тираж в среднем составлял 12 тысяч экземпляров, то, значит, печатался он на плоскопечатной машине, с необходимыми техническими остановками, по 13—15 часов. Подписчики, особенно в районе, получали нашу газету только на второй, а то и на третий день после выхода. Трудно было достигать хорошего качества печати, особенно это касалось фотоиллюстраций. Но опыт и мастерство полиграфистов при умелом руководстве мастеров и директоров, помогал что-то еще выжимать из дедовских машин. О ротации, цинкографии, офсете они тогда только мечтали.

Много добрых слов можно говорить о ветеранах, которые создавали и приумножали славу своего маленького предприятия г в старых барачных домиках, и в новом кирпичном здании, куда полиграфисты и газетчики переехали е 1972 году. Кто подсчитает, сколько сил отдал своему родному предприятию его бывший директор В.Ф. Рочев, пришедший в типографию еще в 1947 году! За 26 лет он освоил все премудрости полиграфического производства. А сколько энергии вложил в выбивание проектно-сметной документации, строительство нового здания, выколачивание средств, получение, монтаж, наладку работы техники. Более четверти века проработала в типографии Ю.И. Быкова. На ее долю, мастера и директора, также выпала нелегкая ноша больших и малых переоснащений предприятия, внедрения научной организации труда, соцсоревнования, наставничества, совмещения профессий, организации борьбы за экономию и бережливость, борьбы за выполнение плана выпуска газетно-бланочной продукции.

От станка до директорского кресла прошли свой трудовой путь и Г.М. Лаврова, Г.В. Паршукова, В.А. Одинцова. Последние и по сей день работают в издательстве, преодолевая трудности нового времени. Эти женщины с рабочей косточкой заслуживают самых хороших очерков и романтических од. Низким поклоном и доброй памятью за многолетний труд и верность избранной профессии нужно отметить многих ветеранов: наборщиков, линотипистов, верстальщиков, печатников. Среди них резковатых, но добродушных Л.А. Таратухину, Ю.Б. Терентьеву, Т.А. Проць, Л.Н. Макарову; спокойных и отзывчивых А.В. Королеву, Л.А, Каневу, Н.И. Вокуеву, Т.М. Отеву, А.В. Мяндину, Н.П. Чуприну, А.Ф. Рочеву. И, конечно же, — обаятельную женщину, главного бухгалтера Л. Я. Хараян. К этому списку следует добавить и малочисленных мужчин в женском коллективе — фронтовика, безотказного в помощи универсала печатного дела Г.Д. Максимова, печатника Е.С. Андреева и линотиписта К.Е. Артеева.

Каждый работник типографии, со дня ее рождения до сегодняшнего дня, внес свой посильный вклад в общее дело коллектива. Не только упреки доставались предприятию, но и награды. Коллектив не раз бывал победителем республиканского соревнования, получая красные знамена, Почетные грамоты, вымпелы, а также дипломы Всероссийского соревнования. Полиграфисты всегда умели хорошо работать и дружно отдыхать, жить в деловом контакте со своими коллегами по печатному цеху — журналистами, способствовать росту авторитета газеты, о чем говорил в 80-е и в начале 90-х годов ее тираж в 20 тысяч экземпляров.

А сегодня в условиях рынка, социально-экономического кризиса издательству приходится преодолевать трудности, но, тем не менее, идти в ногу со временем очередного этапа компьютеризации, рождения новых технологий, освоить которые без таких профессионалов, как В.Л. Жилин, З.П. Чубарева, Г.П. Чудина, Е.И. Сковородина, Н.И. Глухова, Л. И. Доброва, и других, невозможно. Они верят, что придет пора, когда не в темно-серой спецодежде, а в белых халатах будут работать новые специалисты, продолжая творить великое чудо человеческого разума — газету и книги.  

   

Поляков Ю. Слово о полиграфистах // Печор. время. – 2001. – 26 мая.