В 1950 году Каджером получил статус рабочего поселка. Первым председателем поссовета стал Феофан Александрович Артеев, человек уважаемый, ветеран войны.

Но была и предыстория, уходящая в далекий 1933 год, когда был организован Кожвинский лесопункт. Контора его находилась в п. Песчанка, куда были высланы на принудительные работы так называемые «кулаки». Лесные делянки располагались на большой территории Усть-Усинского района. Тогда и возникла лесная делянка на месте будущего поселка Каджером. Первопроходцами поселка оказались вологодские, архангельские крестьяне, прикрепленные к спецкомендатуре п. Песчанка. Впоследствии из их числа выросли мастера лесного дела, ветераны Каджеромского ЛПХ, такие, как Н.Н. Колыгин, Д.И. Фефилов и др., награжденные трудовыми орденами и медалями.

В 1935 году лесопункт был переименован в Кожвинский леспромхоз, который первоначально заготовлял дрова для пароходов, ходивших по реке Усе. Контору перевели с. Соколово, а потом в п. Кожва.

До 1941 года лесозаготовки велись сезонно. Лес сплавляли реками, в основном, молем. Скатка древесины велась вручную. Валка леса осуществлялась до 1936 года поперечными пилами, а 1936 года - лучковыми. Лес рубили выборочно, в диаметре 28 см и выше. Дороги прокладывали также без всякой механизации: корчевали деревья, проминали лошадьми снег и раскидывали его лопатами.

С началом войны и с форсированием строительства железной дороги и его эксплуатацией возник вопрос об обеспечении паровозов топливом, то есть дровами, так как уголь как стратегическое сырье было запрещено использовать на топку специальным постановлением правительства. И тогда управление ЛПХ в декабре 1941 года было переведено ближе к железной дороге, в поселок Каджером. Эта дата и считается официальной датой основания поселка.

На карте 1942 года он обозначен как поселок под коми названием Ворлэдзысь, что в переводе означает «лесозаготовитель» и отражает производственную специфику поселка. Но это трудное для фонетики русского языка слово не прижилось среди жителей поселка, в основном людей не коренной национальности.

За годы войны леспромхозом было заготовлено 375 тыс. куб м дров и деловой древесины, которая шла в основном на рудничную стойку для шахт Воркуты. Механизация отсутствовала: основными орудиями труда были лучковая пила и топор, на весь ЛПХ в 1944 году было два работающих трактора.

Строительство железной дороги, шахт Воркуты и Инты велось многочисленными подразделениями лагерей НКВД, трудом тысяч заключенных. Заготовка леса производилась также руками невольников, заключенных и ссыльных поселенцев.

Вдоль железной дороги появились спецпоселки, одним из них был Каджером. Здесь располагалась Спецкомендатура № 44. Накануне получения статуса рабочего поселка в ней было зарегистрировано 557 человек «спецконтингента»: 165 кулаков, 171 власовец. 111 оуновцев (украинских националистов), 94 немца, 16 литовцев.

Кто они, эти люди?

В 1941 году, в начале войны, сюда, в глубокий тыл были вывезены семьи советских немцев. В конце войны и в первые послевоенные годы хлынули потоки других «неугодных»: власовцев, в основном, это бывшие советские военнопленные, освобожденные из немецкого плена союзниками, литовские, украинские «националисты» с освобожденных Красной Армией западных границ.

Некоторые из этих людей остались здесь и поныне, после освобождения и реабилитации. Тут их дети и внуки. Это - живая история поселка.

     

2000 г.

Т.Г. Афанасьева, ст. научный сотрудник Печорского историко-краеведческого  музея.