|
|
|||||
![]() |
||||||
Прокладка железнодорожного полотна шла по безлюдной местности, через нетронутые леса, топкие болота, большие и малые реки. На стройке работали
обитатели
многочисленных
лагерей,
проделавшие
долгий и
мучительный
тогда путь
из
переполненных
тюрем.
Карающая
десница
сталинского
произвола
вырвала
людей из привычной
жизни и
превратила
в безликую
рабочую
массу,
обреченную
на
вымирание. К
началу
строительства
огромная
империя
Ухтпечлага
разделилась
на лагерные
районы, из
которых в
мае 1940 года
были
выделены
Севжелдорлаг
с
управлением
в
Княжпогосте
и
Печоржелдорлаг
с
управлением
в Абези. До
этого этапы
заключенных
поступали в
основном
водным
путем через
Архангельск
и Нарьян-Мар
в
переполненных
трюмах барж.
От деревни
Усть-Кожвы
до места, где
сейчас
расположена
мебельная
фабрика, были
оборудованы
временные
причалы. На
берегах
Печоры, и
даже на
острове,
формировались
колонны,
которые
одна за
другой шли
на север в
направлении
Косью.
Другие
оставались
в районе
Печоры на
строительстве
железнодорожных
сооружений,
поселка и
моста через
реку. Многие
направлялись
на юг для
сооружения
временных
мостов,
деревянной
дороги (лежневки)
и лагерей. Как
всегда,
тяжелее
всех было
первопроходцам.
После
больших переходов
по
бездорожью
они пилили
лес, корчевали
пни, строили
бараки с
нарами из
жердей,
ставили
сторожевые
вышки и
опутывали
свои лагеря
колючей
проволокой.
Порой
оказывались
без
продовольствия
и
медицинской
помощи.
Земля Коми
начала принимать
прах первых
строителей. После
того, как
лагеря
заполнялись,
начинался
изнурительный
труд по
возведению
земляного
полотна
железной
дороги.
Сроки были
сжатые,
трудились
по
двенадцать
часов в
любую
погоду.
Огромный
объем
земляных
работ в
основном
выполнялся
методом «тачечной»
возки.
Орудиями
труда были
лопата
кирка и тачка,
Нормы
выработки
были по
плечу лишь
физически
выносливым
людям
при усиленном
питании.
Если норма
не
выполнялась,
то урезался
и без того
скудный
паек. У
заключенных
возникал
необратимый
процесс
полного
истощения
организма,
заканчивающийся
смертью.
Лагерные
эскулапы не
смели освобождать
от работы
больных
свыше
определенного
количества.
Появилось
множество
«доходяг» -
больных
дистрофией,
пеллагрой,
цингой,
авитаминозом.
В зимнее
время
начинались
массовые
обморожения. Вдоль
трассы
появились
лазареты, в
которые
постоянно
поступали
вконец
ослабевшие
люди, но
часто было
поздно. А
стройка, как
на войне,
получала
новые и
новые
пополнения.
Так
воплощалось
на деле
бериевское
выражение «стереть
в лагерную
пыль!». Много
лет рядом со
старым
городским
кладбищем в
железнодорожной
части
размещался
большой
лазарет № 1
Печорлага.
Было в Печоре
еще два
лазарета: в
районе
лесокомбината
и в районе
автопредприятия.
Старожилы
свидетельствуют,
что на одной
половине
существующего
кладбища
были
захоронены
заключенные,
умершие в
лазаретах и
зонах
Печорлага.
Кроме того,
захоронениями
занят весь
участок
земли от
кладбища до
проезжей
части Больничной
улицы. Здесь
и сейчас
видны
провалившиеся
могилы. Рядом
со станцией
Миша-Яг
более
двенадцати
лет
размещался
лазарет.
Теперь
почти никто
не знает, что
рядом с
телевизионной
мачтой на
склоне
холма находятся
групповые
захоронения
начала 40-х
годов. Потом
стали хоронить
на другой
стороне железной
дороги. Это
место за
ручьем
печорским
грибникам
известно. Много
лагерных
зон
размещалось
в районе
Косью. Там
был большой
лазарет.
По обе
стороны от
реки находятся
два крупных
захоронения.
Здесь
покоится
прах тысяч
умерших от
непосильного
труда и
жутких
условий
лагерной
жизни.
Памятником
им служит
мост через
реку и
высокая
насыпь
черед
болото. В
трех
километрах
севернее от
станции
Рыбница на 1712
километре
располагался
лазарет.
Невдалеке
на краю
большой
поляны
остались
следы множества
захоронений.
Путейцы
помнят,
как на 1762
километре
перегона
Чикшино -
Ронаель
ночью
флоуресцировали
(светились)
останки погребенных
здесь заключенных.
«Могилы светятся
в ночи
провалами
глазниц...» В
пяти
километрах
от этого
места. рядом
с бывшей
станцией
Ронаель,
находятся
десятки
провалившихся
групповых
могил. И
в районе
станции
Кожва есть
два
захоронения.
Одно в трех
километрах
южнее вдоль
ветки на
щебеночный
завод, а
другое
вдоль железнодорожной
ветки на
лесобазу.
Лесные
захоронения
обнаружены
в пяти
километрах
севернее
станции
Каджером и
близ
станции
Вылью. Но их
еще
предстоит
обследовать. Чувство
глубокой
скорби и
душевной
боли
охватывает,
когда
находишься
на таком
заброшенном
лесном
кладбище,
где к небу
обращены
провалы
групповых
могил. Чем
больше в них
было трупов,
тем глубже
провал. Эти
провалы
словно
шрамы, оставленные
историей на
печорской
земле. Выросли
вокруг
могил
березки,
осины, кое-где
сосны. Но не
печалится
здесь
сказочная
птица Обращаюсь
к охотникам,
туристам,
грибникам,
ко всем
согражданам.
Если
встретите
такие
могилы,
остановитесь,
склоните
голову в
память о тех,
чей прах
здесь лежит.
Помните,
что вместе с
ними могли
быть и ваши
близкие.
Чиванов
В. Шрамы
истории: Ни
таблички, ни
креста //
Ленинец. – 1990. – 15
февр. |