|
|
|||||||
![]() |
||||||||
«Печорстрой», «Печорское строительство», АООТ. Организован в августе 1940 как трест «Печоржелдорстрой» НКВД СССР для строительства
Северо-Печорской
железной
дороги на
участке
Кожва -
Воркута. До 1954
входил в
состав
Главного
управления
железнодорожного
строительства
НКВД-МВД
СССР (ГУЛДЖС).
На
строительстве
железной
дороги
использовался
труд
заключенных,
численность
которых на 1.1.1942
составляла 50
тыс. человек.
Строительные
работы
сопровождались
большими
человеческими
жертвами. Северо-печорская
железная
дорога на
участке
Кожва –
Воркута
сдана в
постоянную
эксплуатацию
в 1950 году,
железнодорожный
мост через р.
Печору в 1942. «Печорстрой»
осуществлял
промышленно-гражданское
строительство
по всей
линии
железной
дороги, в т.ч.
в гг. Печоре,
Инте,
Воркуте. В 1954 «Печоржелдорстрой» МВД СССР был реорганизован в Управление
«Печорстрой»
в составе «Главжелдорстроя»
Севера и
Запада
Минтранстроя
СССР.
Трестом «Печорстрой»
осуществлено
строительство
железных
дорог Чум -
Лабытнанги
(1947-59), Микунь -
Сыктывкар (1958-61),
Сосногорск -
Троицко-Печорск
(1963-77), Микунь -
Кослан (1961-74),
Сыня - Усинек
(1974-80). Построены
Печорский
речной порт,
Кожвинский
щебеночный
завод,
аэропорты в
гг. Печоре и
Салехарде. «Печорстрой» внес большой вклад в социально - экономическое развитие Республики Коми. За время своей деятельности «Печорстрой» построил: 121 железнодорожный вокзал, больниц на 1520 коек, школ на 20520 мест, жилья 1
млн. 822,4 тыс. м2,
3309 км новых
железнодорожных
линий, 260,6 км
вторых и
станционных
путей, 257 км
подъездных
путей. На
1.1.1998 бывший «Печорстрой»
составляют 9
самостоятельных
подразделений:
СМП-234 (пос.
Кожва), СМП-235 (г.
Сыктывкар),
СМП-242 (г.
Воркута), СМП-258
(г.
Сосногорск),
СМП-331 (пос.
Троицко-Печорск),
СМП-562, завод
железобетонных
изделий,
коммерческий
центр,
управление
механизации
(г. Печора).
Азаров
О., Меркуль И.,
Чиванов В. «Печорстрой»
// Республика
Коми:
Энциклопедия.
Т. 2. –
Сыктывкар:
Коми
книжное из-во,
1999. – С. 448 – 449. |