«Печорстрой», «Печорское строительство», АООТ. Организован в августе 1940 как трест «Печоржелдорстрой» НКВД СССР для строительства 

Эмблема Печорстроя

Северо-Печорской железной дороги на участке Кожва - Воркута. До 1954 входил в состав Главного управле­ния железнодорожного строительства НКВД-МВД СССР (ГУЛДЖС). На строительстве железной дороги использовался труд заключенных, численность которых на 1.1.1942 составляла 50 тыс. человек. Строительные работы сопровождались большими человеческими жертвами.

Северо-печорская железная дорога на участке Кожва – Воркута сдана в постоянную эксплуатацию в 1950 году, железнодорожный мост через р. Печору в 1942. «Печорстрой» осуществлял промышленно-гражданское строительство по всей линии железной дороги, в т.ч. в гг. Печоре, Инте, Воркуте.

В 1954 «Печоржелдорстрой» МВД СССР был реорганизован в Управление

Штаб строительства Печорстроя. 1949 год

 «Печорстрой» в составе «Главжелдорстроя» Севера и Запада Минтранстроя СССР. Трестом «Печорстрой» осуществлено строительство железных дорог Чум - Лабытнанги (1947-59), Микунь - Сыктывкар (1958-61), Сосногорск - Троицко-Печорск (1963-77), Микунь - Кослан (1961-74), Сыня - Усинек (1974-80). Построены Печорский речной порт, Кожвинский щебеночный завод, аэропорты в гг. Печоре и Салехарде.

«Печорстрой» внес большой вклад в социально - экономическое развитие Республики Коми. За время своей деятельности «Печорстрой» построил: 121 железнодорожный вокзал, больниц на 1520 коек, школ на 20520 мест, жилья 1 

50 лет Печорстрою

млн. 822,4 тыс. м2, 3309 км новых железнодорожных линий, 260,6 км вторых и станционных путей, 257 км подъездных путей.

На 1.1.1998 бывший «Печорстрой» составляют 9 самостоятельных подразделений: СМП-234 (пос. Кожва), СМП-235 (г. Сыктывкар), СМП-242 (г. Воркута), СМП-258 (г. Сосногорск), СМП-331 (пос. Троицко-Печорск), СМП-562, завод железобетонных изделий, коммерческий центр, управление механиза­ции (г. Печора).       

    

Азаров О., Меркуль И., Чиванов В. «Печорстрой» // Республика Коми: Энциклопедия. Т. 2. – Сыктывкар: Коми книжное из-во, 1999. – С. 448 – 449.