История нынешнего ГПТУ-4 начинается с 1927 года, когда в селе Ижма была организована профессионально-техническая школа. В 1930 году она была 

На занятиях

перебазирована в Щельяюр и передана Печорскому речному пароходству как школа ФЗУ.        

Робкими были ее первые шаги, но начало было сделано. В 1931 году состоялся первый выпуск – 10 человек получили специальность слесарей. В 1932 году было выпущено 14 судомехаников, в 1933 году – 27 судомехаников и 18 мотористов, в 1934 году – 20 кузнецов, 35 судомехаников и 20 судостроителей.

В школе учились и работали. Производственную практику проходили непосредственно на судах. Пароходы «Кажим» и «Социализм» были закреплены за школой ФЗУ. Экипажи этих судов, за исключением командного состава, комплектовались из числа учащихся. Щедро передавали свои знания мастера производственного обучения Н.И. Федосеев, П.И. Лемказов, А.С. Батманов, И.Х. Щелчков. Энергичным организатором был директор школы Г.Ф. Сметанин.

Преподаватели и учащиеся ФЗУ не замыкались в своем кругу, принимали активное участие в жизни речников. Они были зачинателями многих интересных дел, выступали в кружках художественной самодеятельности, первыми выходили на субботники, устраивали спортивные соревнования.

В 1936 году речниками были совершены два выдающихся похода того времени: лыжный поход по маршруту Щельяюр – Архангельск – Москва протяженностью 4005 километров, в котором приняли участие 5 человек, и лодочный переход по рекам Печора (начался в Усть-Усе) – Кама – Волга – Ока – Москва протяженностью 4002 километра. Лодочный поход возглавлял заведующий учебной частью ФЗУ Пантелеймон Иванович Лемзаков, среди участников также были учащиеся ФЗУ Петр Болотников и будущий директор училища Александр Иванович Федосеев, который возглавлял это учебное заведение с 1945 года по 1973 год.

В августе 1945 года школа ФЗУ была преобразована в ремесленное училище

Курсанты

 № 4, которое стало основной базой для подготовки рабочих кадров пароходства и бассейного управления пути.

Уже шла война. Началась мобилизация на речном транспорте. Нужна была срочная замена ушедших на фронт. Для этого со всех концов Коми республики в Щельяюр были собраны около двухсот 14-15-летних мальчишек и девчонок, которые приступили к занятиям по ускоренной программе. Летом 1942 года проходили практику на судах, а 7 ноября 1942 года состоялся досрочный выпуск, специалистов направляли на суда, в ремонтные мастерские.

На их место пришло новое пополнение подростков. Подготовка кадров продолжалась всю войну. И в том, что в суровые годы пароходство справлялось со своими задачами, большая заслуга Щельяюрского ремесленного училища, его выпускников.

Вот что рассказывает о тех годах ветеран речного транспорта Клавдия Петровна Чудинова: «В 1942 году двести мальчишек и девчонок из разных районов Коми республики приехали в Щельяюрское ремесленное училище. 1 августа приступили к занятиям. Нам было всего 14-15 лет. Жили дружно, весело. На занятия мы всегда ходили строем. Летом 1942 года  первую практику проходили на пароходе «Чапаев», где капитаном был А.И. Рожин.

7 ноября 1942 года нас досрочно выпустили и направили на различные пароходы. На судах были почти одни женщины. Бывших ремесленников училища № 4 сама жизнь учила жить, бороться с трудностями и преодолевать их.

Мы благодарны нашим преподавателям Николаю Ивановичу Федосееву, Анисиму Спиридоновичу Батманову и другим, которые привили нам любовь к ремеслу».

В первые послевоенные годы были приняты меры по укреплению материальной базы училища, преподавательскими кадрами, расширена специализация. За период с августа 1941 года по август 1948 года, т.е. за семь лет, училище подготовило 287 судомашинистов, 277 столяров-рулевых, 47 рулевых – судоплотников, 21 токаря, 19 слесарей, 13 кузнецов, 24 котельщика. Все силы и знания на подготовку кадров отдавали мастера Н.И. Федосеев и И.Р. Петрунин, преподаватели А.Н. Иноземцева, Ф.Е. Объедков, Н.М. Виноградова (Объедкова), А.С. Суровцев.

За большие заслуги в области профессионально-технического образования Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1961 года мастеру производственного обучения Щельяюрского ремесленного училища № 4 Федосееву Николаю Ивановичу было присвоено звание «Заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР».

Педагоги

19 октября 1967 года Щельяюрское профтехучилище за достигнутые успехи в подготовке кадров было награждено Почетной грамотой Министерства речного флота и ЦК профсоюза работников морского и речного флота. В августе 1972 года ГПТУ-4 было переведено в г. Печору. А спустя пять лет коллектив профессионально-технического училища отметил 50-летие со дня основания училища. За большие заслуги в деле подготовки кадров для речного флота и в связи с юбилеем Печорское ГПТУ-4 было награждено Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Коми АССР.

Сегодня оно располагает прекрасными учебными корпусами, производственными мастерскими, общежитием на 650 мест, культурно-бытовыми объектами. С 1976 года училище переведено в разряд средних учебных заведений. За три года обучения курсанты получают среднее образование и одну из девяти специальностей речного транспорта. В пароходстве БУП нет ни одного предприятия, ни одного судна или земснаряда, где не работали бы выпускники техучилища.  

С 1975 года ПТУ-4 возглавляет Свешников Н.И. В 1991 году ему было присвоено звание Заслуженный учитель Коми АССР.

    

Пыстин М. Печорский меридиан. – Сыктывкар: Коми кн. из-во, 1989. – С. 247.

Пыстин М. Путь через десятилетия // Ленинец. – 1983. – 21 июля.