|
|
|||||
![]() |
||||||
Исторические
письменные
документы,
которыми
располагает
наука, дают
возможность
проследить
жизнь в Печорском
крае с
одиннадцатого
столетия.
Почти весь
европейский
и азиатский
приполярный
Север был
открыт русскими.
Пионерами
тех
открытий
были
граждане
Господина
Великого
Новгорода.
Не
составляет
исключении
и Печора.
Первое
новгородское
известие о
Печоре
включено и
начальную
летопись 6604
годом «от
сотворения
мира» (1096 г. н.э.). «Вот
я хочу
рассказать,
— повествует
летопись, —
что слышал
четыре года
тому назад,
как
рассказывал
мне Гюрата
Рогович,
новгородец,
в таких
словах: «Послал
я отрока
своего в
Печеру, к
людям,
которые
дань дают
Новгороду,
пришел мой
отрок к ним и
оттуда
пошел в Югру...». Летописец
Нестор
записал для
потомков
рассказ
сына Гюраты
Рогонича о
его
пребывании
на Печоре и
Югре. Угры
или игре, как
их тогда
называли,—
обобщающее
название
родственных
по языку
народов
манси и
хантов —
жили тогда
на Верхней
Вычегде и
Верхней
Печоре и имели
тесную
связь с коми. Печора
упоминается
и в «Повести
временных
лет», памятнике
русской
письменности
начали XII
века. Из
текста
явствует
факт
даннических
отношений «Печоры»
с Русью.
Печора
названа в
числе
поселений «иже
дань дают
Руси». В
1132 году
летописец
сообщил о
том, что
новгородцы «преподнесли
дани
печерские
Великому
князю
Ярополку
Владимировичу».
В 1133 году
сообщается
о «данях
печерских»,
которые
новгородцы
передали
внуку
Владимира
Мономаха
Изяславу
Мстиславичу
в Киев. Обилие
пушного
зверя, птицы,
рыбы
издавна
привлекало
в этот край
русских
людей. К
концу XII иска
новгородцы
считали
Печору
сноси
полостью.
Они
постоянно
снаряжали
сюда
военные
отряды
взимать
дань. Уже и то
время на
Печору были
проложены
два пути.
Северный
шел по Северной
Двине,
Пинеге,
Мезени, Пезе
и Цильме.
Южный путь
проходил по
Сухоне,
Вычегде и
Мылве.
Второй путь
был короче и
удобней. В
XIV веке в
борьбу за
пушнину и
богатые
северные
земли
вмешалось
молодое
Московское
княжество,
вытесняя
новгородцев.
Великий
московский
князь Иван
Калита в 1330-х
годах
посылал
ватаги
своих
сокольников
на Печору
лови
охотничьих
птиц, он же
платил дань
Золотой
Орде печорскими
мехами. Великий
князь
Дмитрий
Иванович
Донской,
закрепляя
начало
установления
экономических
отношений
русских с
коми
народом,
представил
в 1363 году
грамоту о
пожаловании
Андрея
Фразина
областью
Печоры, «как
было за его
дядей
Матвеем
Фразиным». В 1428
году
Манойла
Ларичев
небольшой
группой
ездил на
Печору и
нашел около
реки Цильмы
медную руду. В
1492 году
Великий
князь
Московский
и всея Руси
Иван III
направил
целую
экспедицию
в составе 240
человек во
главе с
Василием
Болтиным на
Цильму «серебро
делати и
меди». В
составе
экспедиции 60
человек
были с
Устюга, 100
— с Двины и 80
человек с
Пинеги. Путь
ее лежал
через
Вологду и
Устюг. В «Подорожнике»
XVI века
указывается,
что она
проследовала
сначала по
Северной
Двине, затем
по Вычегде и
речкам Выми
и Тетере,
затем лодки
волоком
перетащили
на реку Ухту,
по которой
плыли до
реки Ижмы.
Уже через
полгода
экспедиция
двинулась в
обратный
путь.
Опережая ее,
в Москву
летело
радостное
известие,
что на реке
Цильме есть
медная руда. Н.М.
Карамзин в «Истории
государства
Российского»
пишет: «В 1492
году два
немца, Иван и
Виктор, с
Андреем
Петровым и
Василием
Болтиным
отправились
из Москвы
искать
серебряной
руды в
окрестностях
Печоры.
Через семь
месяцев
возвратились
с известием,
что нашли
оную... Сие
важное
открытие
сделало
Государю
величайшее
удовольствие,
и с того
времени мы
начали сами
добывать,
плавить
металлы и
чеканить
монету из
своего
серебра,
имели и
золотые
деньги или
медали
Российские».
В конце XV
века в самом
устье
Печоры был
заложен
острог,
названный
Пустозерском,
который
стал
административным
и торговым
центром
Печорского
края. На
Печоре
стали
появляться
первые
населенные
пункты. В 1564
году в Усть-Цильме
уже
числилось 14
дворов. В 1567
году была
образована
Ижемская
слобода. В 1638
году на Вое и
Соплеске
уже добывали
точильный
камень и
выделывали
бруски и точила. По
данным
переписной
книги 1678 года,
подлинник
которой
хранится в
Москве в
Центральном
государственном
архиве
древних
актов,
август 1674
года
считается
датой
возникновения
в устье
речки Мылвы
починка
Кузьминского
из 5 дворов. В 1700
году в
переписных
документах
уже
числился
погост
Печора.
Позднее
погост стал
называться
Троицко-Печорском.
В конце XVIII и
начале XIX
веков
возникли
населенные
пункты
Щельяюр,
Няшабож,
Усть-Уса,
Колва, Кожва,
Щугор. Первые
сообщения
об
ухтинской
нефти
появились в
Двинской
рукописи
более 500 лет
назад. А в 1595
году нефть
Ухты (в виде
проб) первой
из всех
известных
тогда
нефтей на
Руси была
доставлена
в Москву. В
1745 году
архангельский
купец Федор
Прядунов на
берегу Ухты
построил
первый в
мире
нефтеперегонный
завод.
Добывали за
год более
четырех
тысяч пудов
нефти и
производили
светлые
продукты. Но
дальше дело
не пошло. Не
получив
поддержки
от царского
правительства,
Федор
Прядунов
разорился и
закончил
свою жизнь в
долговой
тюрьме, История
мало
сохранила
имен первых
предпринимателей
и
первопроходчиков.
Но они
открыли
более
широкую
дорогу, по
которой
пришли сюда
в XIX веке
купцы и
промышленники
В. Н. Латкин, М.
К. Сидоров, А.
М. Сибиряков
и другие.
Предприимчивых
людей
манили
печорский
лес,
ухтинская
нефть,
каменный
уголь,
другие
полезные
ископаемые,
поиски
путей на Обь,
на Каму, на
Урал,
несметные
богатства
Сибири. «Есть
на Северо-Востоке
Европейской
России край
пустынный,
мало
известный,
но таящий
огромные богатства
всех трех
царств
природы... Это
— край Печорский...
Я стремился
туда с целью
—
исследовать
и описать
его и, если
возможно,
учредить
компанию,
чтоб с
помощью ее
капиталов
развить там
промышленность,
пользоваться
природными
богатствами
края, до сих
пор как
будто
забытыми и
не приносящими
никакой
пользы»,—
писал В. Н.
Латкин в
своем
дневнике. В
1840 году
Василий
Николаевич
Латкин и его
зять Михаил
Константинович
Сидоров
организуют
компанию и
принимают
энергичные
меры по
изучению
водных
путей на
Севере, а
также
начинают
лесоразработки,
доставляя
лес в плотах
до устья
Печоры. В
1860 году
впервые на
зафрахтованном
морском
корабле «Диана»
печорский
лес был
доставлен
во
французский
город Нант.
Хотя
остальные
три корабля
потерпели
крушение в
пути, но
начало было
сделано. В
1861 году
Латкин и
Сидоров
зафрахтовали
еще три
корабля.
Загрузившись
печорским
лесом, все
три корабля
на этот раз
благополучно
прибыли в
места
назначения —
в Лондон и
Бордо. В
это время на
Печоре
проживало
уже около
двадцати
тысяч
человек.
Хотя очень
медленно, но
расширялись
экономические
связи,
население
втягивалось
в торговый
оборот;
росли
перевозки. А
единственным
путем, по
которому
шел
грузопоток
в короткий
навигационный
период, была
река Печора. Пыстин М.С.
Печорский
меридиан. –
Сыктывкар:
Коми
книжное
издательство,
1989. – С.5-7. Пыстин М.
Печора. –
Сыктывкар:
Коми
книжное
издательство,
1974. – С. 8-9. |