В Печоре побывал агитпоезд «Нет — наркотикам!». Помимо нашего города, его участники посетили Воркуту, Инту, Усинск, Сосногорск и Ухту, финишировав в Сыктывкаре. Поездка была организована Комитетом по делам молодежи РК.

В этот день почти во всех школах города, профучилищах, Доме творчества юных сыктывкарские специалисты прочитали лекции для печорских подростков по проблемам наркомании, СПИДа, венерических заболеваний. В кинотеатрах были показаны фильмы о вреде наркомании «Шаг в пропасть», «СПИД — трагедия века» и другие.

С поездом в Печору прибыла Л. Рябова, председатель Комитета по делам молодежи Республики Коми. Она побывала в Печорской общественной молодежной организации инвалидов, о работе которой рассказал А. Адевосян, председатель правления общества. Проблем у организации много, и Лидия Иосифовна обещала помочь.

Следующим пунктом назначения был Печорский городской союз молодежи. Ребята встретили гостей в своем помещении в здании управления статистики. Союз молодежи еще только начинает деятельность, но энтузиазма и готовности работать его членам не занимать. Они рассказали представителям Комитета о своих планах, структуре союза. Лидия Иосифовна признавалась потом, что была очень рада встретиться с ними, настолько по своему задору наши ребята отличались от представителей молодежных организаций других городов. «У вас все получится, вы все правильно делаете», — сказала она, особо отметив работу Галины Селиверстовой, специалиста по делам молодежи отдела информации и связям с общественностью администрации МО, которая собрала ребят, чтобы организовать союз, и очень много делает, чтобы он начал работать. Сама Лидия Рябова рассказала ребятам о Комитете, который был образован в ноябре прошлого года, о его деятельности, охватывающей почти все сферы молодежной жизни.

В Доме творчества юных в этот день проходил ежегодный слет детской организации, существующей в нашем городе два с половиной года. Представители комитета посмотрели небольшую часть концерта, Л. Рябова пообщалась с печорскими школьниками. Не менее интересной была беседа и с Л. Карабут, когда гости из столицы посетили курсы практической психологии, которые ведет Любовь Михайловна. Л. Рябову очень заинтересовало экологическое направление курсов.

На встрече Л. Рябовой с А. Лобастовым, главой администрации МО, и А. Головиным, заместителем главы, обсуждались проблемы молодежных организаций города, говорилось о молодежной политике. «В администрации города нужен отдел по делам молодежи, несколько, а не один, как у вас в городе, специалистов по молодежной политике. Вопросы эти очень серьезные и требуют решения, причем незамедлительного», — сказала Лидия Иосифовна.

Весь день для молодежи нашего города прошел под эгидой «Нет — наркотикам!». В ГО «Досуг» состоялся концерт «Здоровый образ жизни — это стильно», в котором участвовали лучшие молодежные коллективы республики. Печору представляли ансамбль современного танца «Стиль» (руководитель И. Ясько) и солист группы «Фракция» В. Паничкин. Зал был переполнен. Зрители каждый номер встречали на «ура». Вечер закончился дискотекой в Доме культуры Российской Армии, которую вел ди-джей радиостанции «Европа плюс Коми».

Елена Ленская.

Главное — взяться всем миром

 

Наркомания стала всеобщей проблемой конца двадцатого века. Вдалеке от дорогостоящих наркологических клиник жители нашего города за помощью обращаются в Печорский психо-неврологический диспансер. О том, как страшна наркомания и насколько распространена она в нашем городе, рассказывает А. Майдуров,
главный врач диспансера.

— Александр Иванович, сколько человек обратилось за помощью в этом году? Каков возрастной диапазон прошедших лечение?

— Наркомании, токсикомании подвержены прежде всего подростки, молодые люди. К сожалению, мало кто обращается. С начала года в нашем диспансере прошли лечение всего четырнадцать человек. Из них семь — токсикоманы. В основном это совсем молодые ребята — учащиеся школ, училищ. Самому молодому — 14 лет.

Другие семь — героиновые наркоманы. Раньше таких случаев в нашем городе не встречалось. Девушки и юноши 18—25 лет, обратившиеся к нам, — печорцы, но наркоманами они стали, уехав учиться в крупные города.

— Расскажите, пожалуйста, что происходит с человеком, принимающим наркотические вещества?

— Первоначальный эффект, который и привлекает, — снимается напряжение, улучшается настроение, повышается тонус организма. Не все в силах сопоставить кайф сиюминутный с последствиями. Затем нарушаются абсолютно все сферы организма. Самое главное — у молодых, у подростков, и чем моложе, тем сильнее страдает мозг. Поражаются, в первую очередь, наиболее тонкие структуры. Первый удар приходится по голове.

Сначала идет паралич воли, извращается система ценностей. Остаются только «низшие» потребности для поддержания жизни — дышать, есть. А «высшие», духовные потребности (интеллектуальная деятельность) тормозятся, не развиваются. Сиюминутное удовольствие, ложное, иллюзорное благополучие, легкость толкают подростков к наркотикам. Страдает эмоционально-волевая сфера. Воля — завершающий этап в эволюции человека, отличающая его от животных. Взять, например, дельфинов, собак — у них есть элементы интеллекта, а воля считается сугубо человеческим качеством. Если бы воля не поражалась, наркоман мог бы в любой момент остановиться, но этого нет. Поначалу наркотики — утверждение личной свободы, мол, я, что хочу, то и делаю. А получается, что человек, наоборот, становится рабом.

— Каков механизм действия наркотиков?

— Сначала возникает психическая зависимость. Она выражается в том, что все мысли концентрируются только на одном: пойти скорее где-нибудь уколоться или понюхать. Эмоциональная сфера поражается, обычная жизнь удовлетворения не приносит, все вокруг кажется серым, ненужным, ни к чему душа не лежит. Мысль только одна: наркотик. Когда появляется физическая зависимость, организм превращается, грубо говоря, в помойку. Взять желудочно-кишечный тракт. При нарушении его функций все шлаки, нечистоты не выводятся, а накапливаются в организме, попадают в кровь. Происходит вторичное, помимо наркотического, отравление организма. Это называется аутоинтоксикация — самозаражение. Потовые железы забиваются, из-за этого сморщивается кожа, потоотделения нет, — опять шлаки остаются внутри. Легкие тоже сморщиваются — в организме накапливается углекислый газ. Вот и возникает такое сравнение с помойкой. Наступает полное поражение внутренних органов — нарушаются функции печени, желудочно-кишечного тракта, легких. Внешне наркоман имеет специфический вид — серое, землистое лицо, тусклые глаза, кожа сморщенная.

В конечном итоге больше 35 лет из наркоманов мало кто живет. Никто не может сказать, за какой срок человек превращается в закоренелого наркомана. Кому-то надо очень мало времени, кому-то — год.

— Александр Иванович, можете ли вы примерно обрисовать портрет наркомана?

— Я сам из Киргизии. Работал там в наркологическом центре. Приходилось наблюдать закоренелых наркоманов, в Печоре с этим пока не встречался.

Собирательный образ таков: особая походка, при разговоре — жаргон, специфическая жестикуляция. Без помощи рук они объясняться не могут. Это связано с тем, что постепенно, в процессе наркотизации происходит падение интеллектуальной деятельности нарастают  слабоумие, утрата прежних запасов знаний, обеднение лексики. Поэтому, не находя нужных слов, они помогают мимикой, жестами, намного ярче выраженными, чем у здорового человека. «Ум» остается только для одного: как добыть наркотик. Все силы направлены только на это. В остальных вопросах они практически бессильны.
Поначалу действуют только физиологические инстинкты, особенно сексуальный, но потом и он угасает, и в жизни все становится ненужным, кроме наркотиков.

— Наркоманов все-таки лечат...

— Лечить трудно. При ломке нарушается сердечная деятельность и лекарства очень плохо действуют.

Вылечившись, многие наркоманы часто снова начинают. В памяти сохраняется только кайф, полученный от наркотиков. Весь ад, следующий за ним, забывается. Бывший наркоман думает: «Один раз уколюсь, вспомню, как хорошо это было, и все, больше не буду». Этот шаг оказывается роковым. Одни долго себя уговаривают, другие нет. Но уснувшая болезнь просыпается, и последствия от приема наркотиков еще страшнее. Наркоманы словно стараются наверстать «упущенное». Они часто понимают, к чему привели их наркотики, но сделать ничего не могут. Один говорит: «Я все вогнал в жилу: и дом, и машину, — все». Но продолжает колоться. Он полностью потерял волю, и без посторонней помощи ему не выбраться.

— Можно ли примерно подсчитать количество наркоманов, токсикоманов в нашем городе?

— Статистических данных, конечно, нет. Наркоманов в Печоре намного меньше, чем в Воркуте, Сыктывкаре. Семь наркоманов официально прошли курс лечения. Наркологи общее число подсчитывают так: число стоящих на учете умножают на десять-двенадцать. Значит, в Печоре примерно от 70 до 100 человек. Токсикоманов еще больше.

Вообще, в Печоре надо иметь наркологическое отделение. Мы хотим расширить нашу базу, открыть стационар для подростков. К нам должен прибыть подростковый нарколог, который сейчас обучается в Сыктывкаре. Несмотря на экономические трудности, надо думать о завтрашнем дне, чтобы уберечь нацию от вырождения. Я — оптимист, и думаю, что борьба с наркоманией даст свои плоды. Главное — взяться, что называется, всем миром.

   

Беседу вела
Елена Терентьева.