Еще и сегодня, спустя полгода, маты и папы ребят, побывавших прошлым летом в экологическом лагере нам территории Национального парка «Югыд ва», при встрече благодарно и восторженно со слов своих детей - отбываются о тех двух неделях в горах Приполярного Урала, которые так хотелось бы повторить. Что уж говорить о самих ребятах! Впечатлении и эмоций достаточно даже спустя месяцы и эмоций, как правило, положительных. Хотя и погода прошлым летом была незавидная (дожди шли с редкими перерывами), и далеко не все гладко было в самом лагере.

Впрочем, удивляться тут нечему. Любому педагогу даже непедагогу известно, что для детей, особенно подростков, нет ничего привлекательней, чем почувствовать себя хотя бы ненадолго самостоятельным, сильным я смелым, способным на трудные переходы, на горные восхождения, на жизнь в условиях отнюдь не комфортных. А лагерь в горах предоставил для всего этого массу возможностей. А кроме   того удивительные, поражающие   воображение картины дикой   природы, прозрачная вода чистейших ручьев и речек, какую даже далеко за городом нынче уже не увидишь, свежий це­лебный воздух...

А одной из задач экологического лагеря как раз и было предоставить возможность детям хотя бы временно пожить в экологически здоровой среде, показать им. что смысл и красота жизни не только и не столько в «благах цивилизации»,  порою таких  сомнительных…

Школьники, побывавшие я лагере, совершили ряд интересных радиальных маршрутов в окрестностях базы: сходили на красивейший каскад озер в верховьях реки Озерной  поднимались на Сундук н Шуда-из вершины, окружающие палаточный лагерь, совершили путешествие к Сабле, вдоволь накатались   на весельных лодках, любуясь на гладь озера...

Но не только в попытке слиться с природой и познать ее прелести была цель организаторов.   Одной из главных задач лагеря была, разумеется работа со школьниками по экологическому просвещению и воспитанию их. Не отрицая роли лекций, бесед, других теоретических занятий в школах, библиотеках. клубах, можно с уверенностью сказать, что две недели в слиянии с природой, да еще плюс практическая деятельность по защите ее это дает неизмеримо больше для экологического воспитания, нежели целые теоретические курсы в «четырех стенах».

В лагере на  Озерной школьникам было предложено не просто отдохнуть, но н поработать на благо Национального парка: разбившись на группы, дети под руководством   сотрудников парка занимались обследованием экологического состояния окрестностей базы.

База Озерная существует более пяти лет, и немало перебывало тут за это время разных туристов. А это, как известно, тоже нагрузка на экосистему, на природные комплексы. Насколько ощутима она? Насколько правильно регулируется туризм на этой территории? Можно ли продолжать так же эксплуатировать базу и ее окрестности или нужно что-то здесь изменять? Руководство парка должно знать ответы на эти вопросы. А чтобы получить их, нужны исследования. Порой нe такие уж н сложные, так что к ним вполне можно привлечь школьников. Ребята, поняв нужность этой работы, охотно занялись обследованием,  а потом рисовали схемы своих участков с нанесением на них мест захоронения мусора, тропок и дорожек, вытоптанных  гостями, срубленных или спиленных деревьев    словом, всех последствий «туристского освоения» территории. Затем свели все это в одну большую карту-схему, которая может послужить своего рода базой, отправной точкой для дальнейшего    мониторинга этого участка парка.

Пусть маленькое, но практическое дело было сделано школьниками, побывавшими в лагере на Урале: То, чем были заполнены эти пятнадцать дней, безусловно, останется с этими ребятами надолго.

И все-таки. Организаторам лагеря сотрудникам Печорского филиала Национального парка «Югыд ва» и Комитету спасения Печоры хотелось бы, чтобы экологический лагерь из так называемого разового мероприятия превратился в постоянно действующий. Речь, разумеется, не о круглогодичном нахождении на территории парка, а лишь о том, чтобы летний  лагерь стал как бы практическим продолжением зимнего, по большей части теоретического, процесса экологического воспитания н образования.

Сделать это не так сложно. Сегодня во многих школах разных городов и сел Припечорья, а также во внешкольных учреждениях (клубах,  библиотеках, Домах творчества юных и т. д.) ведется в разных формах экологическое воспитание детей. Где-то это делается более успешно, где-то менее. Однако у всех ила почти у всех, кто занимается таким воспитанием, существует проблема выхода на практические дела,  привлечения школьников к действию, к реальным шагам по оздоровлению нашей среды обитания. Экологический лагерь на территории Национального парк» мог бы стать вариантом такого выхода, своего рода продолжением теоретических занятий.

Вот почему Комитет спасения Печоры. Печорский филиал НП «Югыд ва» предлагают работающим в нашем регионе экологическим клубам, школам н т. д. принять участие в своего рода конкурсном отборе   будущих участников   экологического лагеря. Хотелось бы, чтобы в эколагерь-97 поехали ребята, которые в течение учебного года проявили интерес к экологическим проблемам, у которых уже есть кое-какие представления об экологии м о природоохранных проблемах нашего региона. В этой ситуации лагерь будет не просто двухнедельным отдыхом с элементами экологического  воспитания, а эффективным продолжением и закреплением той работы, которая ведется в разных точках Припечорья с нашими детьми.

Комитет спасения Печоры надеется, что на эту публикацию откликнутся педагоги, руководители экокружков и экоклубов, и мы уже конкретно обговорим условия конкурса и организационные вопросы.