Недавно филиале № 17 ЦБС состоялась встреча председателя неправительственной экологической организации Пэт Расмусен из США с экологами школ города. Пять лет назад она продала свой дом, купила 20 гектаров земли и поселилась в лесу. Что заставило ее изменить образ жизни? Об этом наш разговор с ней.

 

- Пэт, откуда вы родом? Кто по образованию?

- Я из северо-западной части Вашингтона.

- Что заставило вас изменить образ жизни?

- Была преподавателем французского и английского языков. Помимо школы, работала агентом бюро путешествий. Много летала на самолетах и с высоты птичьего полета замечала, что происходит на земле. Вначале увидела, что исчезла 1/5 часть леса, затем  - 1/3, потом — половина. Причем он не выгорал, а вырубался. И тогда я решила, что пора заняться этим вопросом.

- Как отнеслись близкие к вашему отшельничеству?

-  Они были взволнованы. У меня дочь и два внука: 6 и 2 лет. Старшего часто беру в лес, учу жить в гармонии с природой.

-  Уход от людей - это желание защитить природу от зверя-человека или же потребность быть одной?

- Единственное желание  - защитить лес, изучить изнутри и по возможности помочь ему и его обитателям. Америка - индустриальная страна, цивилизация развита, как нигде. Я поняла, что должна начать с себя: убрать Пэт Расмусен из общества потребителей, жить проще, свободнее, использовать только естественные источники энергии для всех нужд. Это удалось. На крыше юрты у меня солнечные панели, которые перерабатывают тепловую энергию в электрическую и питают компьютер. Я должна стать человеком Земли, которая заботится обо мне.

- Сколько времени прошло от спонтанно принятого решения поселиться в лесу до конкретного дела?

-  Полгода. Все началось с того, что мы с приятелем Питом выехали на природу. Однажды я проснулась и поняла: пора. Кстати, друг мне и помог оборудовать палатку, время от времени навещает, но жить отшельником не желает.

    - Жить одной в лесу, в горах редко кто отважится. Пэт, а как далеко находится ближайший населенный пункт? Часто ли вы видите людей? Наконец, как выглядит то место, где вы обитаете?

- Это сосновый сухой лес. Деревьям около 2-3 сотен лет. Водятся медведи, олени, лоси, большое количество птиц. Живу в палатке. Тихо, без музыки и гостей, в гармонии с природой. Животные не боятся меня. Однажды я сидела в палатке и услышала какие-то звуки. Вышла и увидела лося, лосиху и маленького лосенка. Другой раз — семейство медведицы с медвежатами. Их не смущал человеческий запах, они чувствовали, что я не принесу им вреда. Спокойно лакомились малиной. Я спустилась и наблюдала за ними, а медведица — за мной. Она не проявляла признаков агрессии, не пыталась напасть. Мы вели себя как добрые соседи.

- Как давно вы сторонник партии зеленых?

   - Пять лет. Я поняла, что должна как можно больше успеть сделать для планеты Земля и Вселенной. Я - бабушка, и хочу обеспечить прекрасное существование внуков на земле.

-            Вы представитель неправительственной организации. Чем она отличается от государственной и за счет каких средств существует?

    - Она работает с аналогичными общественными организациями экологов по всему миру. Помогаем им развиваться и существовать.

Например, в Организации «Человеческое сообщество» 3 млн. членов, и каждый из них вносит добровольные пожертвования, на которые осуществляются экологические проекты. Иногда и правительство выделяет деньги.

-  Кто спонсировал вашу поездку в Республику Коми?

- Это стало возможным благодаря пожертвованиям граждан и организации «Международное сотрудничество».

- Полагаю, результатом наблюдений в лесу становятся научные труды?

-  Я пишу статьи для газет и других организаций. Мой научный труд - это работа с прессой. Обобщаю практический опыт наблюдений за природой. Если я узнаю, что кто-то решил посягнуть на лес, вырубить какой-то участок территории в округе, описываю его ценность, доказываю, почему необходимо сохранить.

- Существует ли конфронтация между правительственной и неправительственной организациями экологов?

- Коррупция есть везде. Ну, а правительственная организация зависит от правительства США. Поэтому она частенько занимается не защитой лесов, а идет на поводу у магнатов. Корпорации древесных заготовителей богаты, ни за чем не постоят, чтобы протолкнуть тот или иной проект, выгодный им, а значит, найдут и ученых, которые докажут необходимость вырубки определенного участка леса.

- Наверное, трудно будет отрываться вновь от цивилизации и возвращаться в лес?

-  Да, но везде свои плюсы и минусы. Где люди - интерес и нервы, а на природе я счастлива и спокойна. Это главное. Я получила то, к чему стремилась.