Года четыре-пять назад в Комитет спасения Печоры обратились школьники - учащиеся Печорской школы №1 (ныне Академическая гимназия). Сказали, что направила их к нам учительница географии Галина Витальевна Ладэ. Ребят интересовала тогда информация об усинских событиях, связанных с разливом нефти. Наши контакты продолжились - и с детьми, и с учительницей, и за прошедшие годы у нас было немало возможностей убедиться в том, как грамотно, увлеченно, талантливо работает Галина Витальевна с учениками, как органично вплетает в ткань своих уроков сведения по экологии: если знакомит с географией какой-либо страны - не забудет вспомнить о ее заповедниках, если рассказывает об Арктике - школьники непременно узнают и о проблеме загрязнения региона, и о поисках путей оздоровления ситуации... Даже на уроках экономической географии обязательно присутствует экология, а потому старшеклассники у Галины Витальевны могут охарактеризовать не только экономику изучаемой страны, но и рассказать о том, как влияет на окружающую среду та или иная отрасль, где организаторы производства и власти стараются минимизировать негативное влияние на природу, а где об этом вовсе не думают...

Интерес учительницы к проблемам экологии постепенно передался ее питомцам. Разумеется, способствовало этому и то, что в Печорской школе-гимназии экологическому образованию и воспитанию уделяют серьезное внимание многие предметники, благодаря чему ребята с детства проникаются серьезностью и важностью этих проблем и, что не менее важно, воспринимают их не разорвано, слыша об этом от случая к случаю, а в комплексе со всей прочей информацией и впечатлениями об окружающем мире.

Не случайно именно в этой школе была подготовлена и с успехом проведена первая в городе экологическая конференция старшеклассников, где школьники представили свои рефераты на самые разные волнующие северян экологические темы. Интересные работы, уже практического, исследовательского характера, представили ученики Г.В. Ладэ и на общегородской конференции «Экологические проблемы Печоры и пути их разрешения» весной 1997 года, а доклад Сергея Колесникова (теперь уже выпускника школы) о влиянии автотранспорта на качество атмосферного воздуха в городе вошел в сборник изданных материалов конференции. Прошлой весной десятиклассники гимназии Миша Курочкин и Илья Самоделкин, тоже ученики Ладэ, впервые приняли участие в традиционной научно-практической конференции старшеклассников «Творчество. Сотрудничество. Поиск», ежегодно проходящей в Ухтинском гуманитарно-педагогическом  лицее. Доклад их о влиянии хозяйственной деятельности человека на природный комплекс реки Печоры оказался одним из лучших, а ребята получили диплом третьей степени.

Между тем работы такого уровня и качества, как у этих ребят, в классах Галины Витальевны не исключение, а скорее правило. В этом легко убедились члены комиссии, присутствовавшие в конце прошлого учебного года на защите экзаменационных рефератов десятиклассников. Школьники обращают внимание в своих работах на самые животрепещущие проблемы, имеющие зачастую глобальный характер. Меня удивил, например, своей актуальностью и оперативностью, а также объемом проанализированной информации реферат Маши Лобановой о последствиях гонки вооружений, в котором был раздел об экологических последствиях войны в Югославии (тогда как в печати об этом только-только начинали говорить!).

Но, что очень ценно, вникая в глобальные проблемы, многие из ребят стараются связать их с жизнью своего города или республики, дать конкретные местные цифры и факты и даже пробуют подсказать пути решения, то есть вполне осознают известное правило экологов «мысли глобально - действуй локально». Скажем, в работе Маши Самоделкиной об использовании вторичных ресурсов, переработке и утилизации отходов целый раздел посвящен анализу этой проблемы на печорском материале. А Оля Шадчина важнейшую проблему взаимодействия города и окружающей среды рассматривает исключительно на местном материале («Эколого-ландшафтное описание города Печоры и Печорского района»).

Интересна работа Лены Афанасьевой и Маши Чупровой, которые путем наблюдений, анкетирования, анализа собранного фактического материала попытались сделать выводы о влиянии окружающего нас негатива (загрязненные пригородные леса, мусорные кучи на улицах и во дворах, грязные обшарпанные подъезды...) на эмоциональное восприятие мира человеком и на его психику, а также проследить связь между эмоциональным восприятием окружающего и действиями, поступками человека. Работа над этим рефератом подтолкнула и самих девочек от со­зерцания и анализа к практическим действиям. Они разработали программу экологического воспитания младших школьников, и с нынешнего учебного года в одном из первых классов школы заработал «Маленький Гринпис».

Так что ученики Галины Витальевны переходят от слов к делу, и это, пожалуй, главный результат ее работы по воспитанию у школьников экологического мышления.

А как же география? Может быть, она оказалась за бортом их школьных и жизненных интересов? Вовсе нет. Оказывается, к подготовке и защите реферата вместо обычного школьного экзамена по географии допускаются только те ребята, кто уже в течение года доказал свои отличные знания по географии. Так что это не способ уйти от экзамена, а искренний и серьезный интерес. И прекрасный пример той самой экологизации школьных программ и учебного процесса, о котором мы много говорим, но не всегда достаточно делаем.