|
|
|||||
![]() |
||||||
Года
четыре-пять
назад в
Комитет
спасения
Печоры
обратились
школьники
- учащиеся
Печорской
школы
№1 (ныне
Академическая
гимназия).
Сказали, что
направила
их к нам
учительница
географии
Галина
Витальевна
Ладэ. Ребят
интересовала
тогда
информация
об усинских
событиях,
связанных с
разливом
нефти. Наши
контакты
продолжились
- и с детьми,
и с
учительницей,
и за
прошедшие
годы у нас
было немало
возможностей
убедиться в
том, как
грамотно,
увлеченно,
талантливо
работает
Галина
Витальевна
с учениками,
как
органично
вплетает в
ткань своих
уроков
сведения по
экологии:
если
знакомит с
географией
какой-либо
страны
- не забудет
вспомнить о
ее
заповедниках,
если
рассказывает
об Арктике
- школьники
непременно
узнают и о
проблеме
загрязнения
региона, и о
поисках
путей
оздоровления
ситуации...
Даже на
уроках
экономической
географии
обязательно
присутствует
экология, а
потому
старшеклассники
у Галины
Витальевны
могут
охарактеризовать
не только
экономику
изучаемой
страны, но и
рассказать
о том, как
влияет на
окружающую
среду та или
иная
отрасль, где
организаторы
производства
и власти
стараются
минимизировать
негативное
влияние на
природу, а
где об этом
вовсе не
думают... Интерес
учительницы
к проблемам
экологии
постепенно
передался
ее питомцам.
Разумеется,
способствовало
этому и то,
что в
Печорской
школе-гимназии
экологическому
образованию
и
воспитанию
уделяют
серьезное
внимание
многие
предметники,
благодаря
чему ребята
с детства
проникаются
серьезностью
и важностью
этих
проблем и,
что не менее
важно,
воспринимают
их не
разорвано,
слыша об
этом от
случая к
случаю, а в
комплексе
со всей
прочей
информацией
и
впечатлениями
об
окружающем
мире. Не
случайно
именно в
этой школе
была
подготовлена
и с успехом
проведена
первая в
городе
экологическая
конференция
старшеклассников,
где
школьники
представили
свои
рефераты на
самые
разные
волнующие
северян
экологические
темы.
Интересные
работы, уже
практического,
исследовательского
характера,
представили
ученики Г.В.
Ладэ и на
общегородской
конференции
«Экологические
проблемы
Печоры и
пути их
разрешения»
весной
1997 года, а
доклад
Сергея
Колесникова
(теперь уже
выпускника
школы) о
влиянии
автотранспорта
на качество
атмосферного
воздуха в
городе
вошел в
сборник
изданных
материалов
конференции.
Прошлой
весной
десятиклассники
гимназии
Миша
Курочкин и
Илья
Самоделкин,
тоже
ученики
Ладэ,
впервые
приняли
участие в
традиционной
научно-практической
конференции
старшеклассников
«Творчество.
Сотрудничество.
Поиск»,
ежегодно
проходящей
в Ухтинском
гуманитарно-педагогическом
лицее.
Доклад их о
влиянии
хозяйственной
деятельности
человека на
природный
комплекс
реки Печоры
оказался
одним из
лучших, а
ребята
получили
диплом
третьей
степени. Между
тем работы
такого
уровня и
качества,
как у этих
ребят, в
классах
Галины
Витальевны
не
исключение,
а скорее
правило. В
этом легко
убедились
члены
комиссии,
присутствовавшие
в конце
прошлого
учебного
года на
защите
экзаменационных
рефератов
десятиклассников.
Школьники
обращают
внимание в
своих
работах на
самые
животрепещущие
проблемы,
имеющие
зачастую
глобальный
характер.
Меня удивил,
например,
своей
актуальностью
и
оперативностью,
а также
объемом
проанализированной
информации
реферат
Маши
Лобановой о
последствиях
гонки
вооружений,
в котором
был раздел
об
экологических
последствиях
войны в
Югославии (тогда
как в печати
об этом
только-только
начинали
говорить!). Но,
что очень
ценно,
вникая в
глобальные
проблемы,
многие из
ребят
стараются
связать их с
жизнью
своего
города или
республики,
дать
конкретные
местные
цифры и
факты и даже
пробуют
подсказать
пути
решения, то
есть вполне
осознают
известное
правило
экологов «мысли
глобально
- действуй
локально».
Скажем, в
работе Маши
Самоделкиной
об
использовании
вторичных
ресурсов,
переработке
и
утилизации
отходов
целый
раздел
посвящен
анализу
этой
проблемы на
печорском
материале. А
Оля Шадчина
важнейшую
проблему
взаимодействия
города и
окружающей
среды
рассматривает
исключительно
на местном
материале («Эколого-ландшафтное
описание
города
Печоры и
Печорского
района»). Интересна
работа Лены
Афанасьевой
и Маши
Чупровой,
которые
путем
наблюдений,
анкетирования,
анализа
собранного
фактического
материала
попытались
сделать
выводы о
влиянии
окружающего
нас
негатива (загрязненные
пригородные
леса,
мусорные
кучи на
улицах и во
дворах,
грязные
обшарпанные
подъезды...)
на
эмоциональное
восприятие
мира
человеком и
на его
психику, а
также
проследить
связь между
эмоциональным
восприятием
окружающего
и
действиями,
поступками
человека.
Работа над
этим
рефератом
подтолкнула
и самих
девочек от
созерцания
и анализа к
практическим
действиям.
Они
разработали
программу
экологического
воспитания
младших
школьников,
и с
нынешнего
учебного
года в одном
из первых
классов
школы
заработал «Маленький
Гринпис». Так
что ученики
Галины
Витальевны
переходят
от слов к
делу, и это,
пожалуй,
главный
результат
ее работы по
воспитанию
у
школьников
экологического
мышления. А
как же
география?
Может быть,
она
оказалась
за бортом их
школьных и
жизненных
интересов?
Вовсе нет.
Оказывается,
к
подготовке
и защите
реферата
вместо
обычного
школьного
экзамена по
географии
допускаются
только те
ребята, кто
уже в
течение
года
доказал
свои
отличные
знания по
географии.
Так что это
не способ
уйти от
экзамена, а
искренний и
серьезный
интерес. И
прекрасный
пример той
самой
экологизации
школьных
программ и
учебного
процесса, о
котором мы
много
говорим, но
не всегда
достаточно
делаем. |