Состоявшиеся 21 февраля в Печоре общественные слушания по проекту строительства в городе завода древесно-волокнистых плит средней плотности (завод МДФ) неожиданно оказались довольно бурными.

Почему неожиданно? Потому что с тех пор, как такие общественные слушания стали обязательным предварительным условием обязательной же государственной экологической экспертизы, их (по самым разным объектам) проводилось Советом города уже немало, но ни один из проектов не вызвал таких серьезных возражений и таких противоречивых мнений, как этот.

Впрочем, сначала о самом проекте. Разговоры о строительстве этого завода слышны в Печоре уже с 1994 года. По словам генерального директора 000 «Печора МДФ» Я.Р. Алексевича, представлявшего проект, реализация его идет поэтапно. Поначалу предприятием создается лесосырьевая база на территории Печорского района: в результате конкурса необходимые для этого лесные площади уже получены в аренду на 20 лет. Исходя из качества древесины на арендованном участке (70% — низкосортная древесина, которая пойдет на плиты, а 30% — древесина деловая, годная для изготовления пиловочника), было решено параллельно со строительством завода МДФ построить еще и лесопильный завод. Для этого были приобретены «остатки» бывшего Печорско­го леспромхоза, заказан проект автодороги к лесосырьевой базе протяженностью 10 км, Архангельским институтом разрабатывается технология лесопиления, а Вологодским лесоустроительным предприятием - план рубок на пять лет. На все это, по словам Я. Алексевича, уже израсходовано 950 тысяч долларов США.

Строительство самого заво­да МДФ - последний этап про­екта. И тут-то как раз очень многое непонятно.

Во-первых, до сих пор неизвестны инвесторы. Во всяком случае, внятного ответа на этот вопрос участники слушаний не получили, было сказано лишь, что иностранных инвестиций получить скорее все­го не удастся, поэтому «мы работаем с российскими банками». Кроме того, подчеркивалось, что в строительство завода, возможно, будут вложены бюджетные деньги (из федерального бюджета), если удастся выиграть объявленный Минэкономики РФ конкурс.

Еще более неопределенно прозвучали ответы на вопросы, касающиеся экологической безопасности нового производства. Известно, что завод планируется разместить на территории бывшего лесокомбината, то есть в черте города, практически рядом с рекой. Известно также, что производство плит связано с использованием фенол-формальдегидных смол и прочей далеко не безобидной «химии». Куда будут деваться отходы этого производства? Каковы плановые (проектные) объемы выбросов вредных веществ в атмосферу и какие это вещества? К какому классу опасности относятся химические реагенты, планируемые к использованию при изготовлении плит? Откуда будет браться вода, необходимая для производства, куда и насколько очищенными будут выбрасываться сточные воды? На эти вопросы, заданные представителями горкомитета по охране природы, Центра санэпиднадзора, общественного Комитета спасения Печоры, ответы не были получены, а заверения Я.Р. Алексевича о том, что это лучшие иностранные технологии, что это на 100% безотходное и безвредное производство, вряд ли кто-то воспринял серьезно: слишком уж безоблачная картина была им нарисована.

«Плохо, Ярослав Романович, вы подготовились к слушаниям, прямо сказал руководитель горкомитета по охране природы В.И. Гераськин. - Я никогда не поверю, что производство на 100% безотходное. А по водопользованию и по отходам вы на вопросы не ответили. В городе нехватка воды, а вы опять питьевой водой будете пользоваться? Возможно, нужна специальная скважина, но она у вас не предусмотрена. Какая будет санитарно защитная зона вокруг вашего производства? Попадает в эту зону жилье или нет? Если попадает, значит строить завод в этом месте нельзя. Вопросов много, а ответов у вас нет...»

Выступивший на слушаниях главный архитектор города В.А. Торлопов сказал, что, поскольку размещение подобных вредных производств в черте города запрещено, уже на стадии разработки тех­нико-экономического обоснования (ТЭО) необходима экологическая экспертиза, а ее нет. Василий Александрович отметил также, что в случае строительства завода придется корректировать генплан города, а заявки на это от представителей планируемого завода не поступало.

Высказал свое недоумение по поводу неподготовленности представляемого проекта и член исполкома Съезда коми народа от г. Печоры и Печорского района А.А. Сенькин, справедливо поставивший вопрос о том, что даст новое производство городу, каковы его плюсы и минусы.

Кстати, по поводу «плюсов». Как было сказано, новое производство создаст около 600 рабочих мест (для работы в лесу и на самих заводах). Прозвучали и впечатляющие цифры перечислений в бюджет после того, как завод зарабтает на полную мощность (первая очередь планируется в марте 2003 г.). Видимо, поэтому проект поддержали выступившие на слушаниях начальник управления промышленности и экономики администрации МО Я.Я. Голик и начальник «Горводоканала» Н.Н. Титенок.

Резко выступила против строительства завода участница слушаний инженер-строитель Л.Ф. Израева. «Вреда от завода будет значительно больше, чем пользы» вот коротко ее мнение. Не поддержали проект в том виде, в каком его представили, и многие другие участники слушаний.

К сожалению, разговор на слушаниях шел в основном вокруг строительства завода и практически не задел вопросов лесопользования.

«То, как и где будет заготавливаться древесина и насколько это заденет интересы местного населения, волнует жителей деревень и сел Печорского района», поделился своим мнением по поводу слушаний специально приехавший на это мероприятие житель деревни Аранец Евгений Шахтаров.

Остается надеяться, что Евгений Шахтаров и его односельчане поднимут этот вопрос на повторных слушаниях по строительству завода, которые решено провести в начале апреля текущего года, когда будет готов экологический раздел проекта.

Остается надеяться, что идеологи планируемого производства и те, кто заинтересован в его строительстве, лучше подготовятся к апрельским слушаниям, смогут ответить на все вопросы присутствующих, показать все реальные «плюсы» и «минусы», а печорцы, неравнодушные к своему городу, придут на эти слушания и внесут свои коррективы, скажут свое «да» или «нет».