Вертолет с пятью пассажирами на борту, то снижаясь, то набирая высоту, медленно кружил над лесами и болотами Печорского района, ближе к границам Ижемского. Что искали они в безлюдных просторах тайги? И вдруг среди белоснежного лесного покрова выплыло темное пятно радиусом 50 метров. Вертолет, начал снижаться и сел прямо на болото в 10 метрах от первой ступени ракеты.

Кто-то из читателей, возможно, догадался, о чем пойдет речь. Чтобы не интриговать вас дальше, предоставим слово одному из членов 2-дневной «вертолетной» экспедиции Владимиру Гераськину, руководителю городского комитета по охране окружающей среды.

Ежегодно публикуется доклад о состоянии окружающей природной среды в Республике Коми, который утверждается Главой РК. В нем есть раздел: воздействие ракетно-космической деятельности объектов оборонного комплекса России на экологическую обстановку РК Речь идет об использовании отделяющихся частей ракет-носителей и баллистических ракет, которые запускаются с космодрома Плисецк в Архангельской области. Договор действует с 1967 г. В Коми определены 6 таких районов Самый большой из них Печорский площадью 339 тысяч га. Сюда входят небольшие территории Усинского и Ижемского районов, но более 90 процентов территории приходится на Печорский район. Его протяженность с запада на восток — 80 километров, с севера на юг — 54. По форме он напоминает элипс.  С 1967 по 2000 до 21 ноября их не было.

21 ноября с космодрома Плесецк был запущен очередной спутник, который потерялся где-то в районе Южной Америки, а нижняя ступень ракеты упала у нас.

Я вошел в комиссию, в составе которой находились представители космодрома Плесецк, института химии г. Санкт-Петербурга, в том числе эколог. Всего пять человек. Цель комиссии обследовать район падения и обеспечить безопасность нахождения  людей в нем. Летали два дня 19 ноября обследовали всю территорию, но людей не обнаружили за исключением 2-х операторов на промысле, принадлежавшем            ООО «Парма-Ойл». Вывозить их мы не стали, но предупредили их и руководство, чтобы оно на следующий день вышло с ними на связь.

Если бы, не дай Бог, в районе оказались люди, пришлось бы задействовать все силы и средства, которыми располагает Плесецк, чтобы вывезти весех. В этот же день нашли 2 точки, где были сброшены ступени ракеты. Взя­ли образцы грунта, растений, чтобы выяснить, какое количество несгоревшего топлива попало в почву.

21 ноября отыскали третью точку, записали ее координаты Вертолет там сесть не смог. Вы­садили только эколога. Подняв­шись в воздух, вертолет указывал ему путь следования.

В этом году впервые в РК между Главой республики и главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения В. Яковлевым подписан договор о порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территорий РК. В нем сказано, что за каждый разовый сброс ведомство В. Яковлева обязано платить в экологический фонд республики или района падения (РП) определенную сумму — 111 тысяч рублей. Вместо 6 определены 4 района: Печорский. Усть-Цилемский, Вашка, Железнодорожный.

После обследования района я поставил в известность А. Попова, председателя комитета по природным ресурсам Республики Коми. Мы сделали карту, на которой обозначили все обнаруженное точки. С представителями Плесецка состоялся разговор о ом, что после каждого падения ступени ракеты их силами будут определены его координаты и отобраны пробы воды, земли и растений в нем. Дальнейшее обследование района падения «Печора» и составление экологического паспорта этого района они делать не будут.

Поэтому сейчас председатель комитета по природным ресурсам РК А. Попов готовит письмо за подписью Главы РК Ю. Спиридонова на имя главкома ракетных войск стратегического назначения В. Яковлева с тем, чтобы они определились с составлением экологического паспорта РП «Печора», который должен ответить на следующие вопросы: насколько район экологически безопасен, можно ли там собирать грибы, ягоды, заготавливать древесину на разные хозяйственные нужды. Для этого берут всевозможные пробы и проводятся анализы. И пока нет точных сведений, в районе падения лучше не появляться и ничего не собирать.

Кроме того, есть договоренность, что за несколько недель до запуска ракеты прилетает комиссия, обследует район с тем, чтобы обезопасить всех находящихся там в тот момент людей. После запуска отыскивается точка падения, берутся необходимые пробы.

Одним словом, работа по экологической защите территории республики вышла на иной, более качественный уровень.