В настоящее время вопросу применения на предприятиях природоохранных технологий с целью сохранения окружающей среды придается большое значение. Одним из самых мощных загрязнителей, по общему признанию специалистов, является транспорт. Кроме комитета охраны природы контроль  за соблюдением экологических требований при эксплуатации транспорта осуществляют и другие организации. В их числе Российская транспортная инспекция. Об этом разговор с главным инспектором по железнодорожному транспорту В.В. Беспоясовым.

— Российская транспортная инспекция решает три основные задачи: государственный контроль за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения и выполнение экологических требований при эксплуатации транспорта. Нас интересует последний пункт. Что сюда входит? При проверке на предприятии руководство должно представить, во-первых, лицензию на природопользование, разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (его выдает комитет по охране природы), а также документы на проведение контроля за содержанием в воздухе СО2 , СH  и уровнем дымности отработанных газов.

Разработаны и действуют рекомендации, определяющие обязательный перечень «экологических» документов, который должен быть на каждом предприятии. Это— расчеты предельно допустимых норм выбросов; разрешение на предельно допустимые выбросы; на сброс воды и водопользование; на хранение отходов и их вывоз (отработанные масла, старая резина); экологический паспорт и госстандарты.

Экологический паспорт предприятия дает наиболее полные данные о его природоохранной деятельности и содержит общие сведения о нем, его краткую природно-климатическая характеристику, описания технологии производства, использования земельных ресурсов; подробный расчет и характеристики всех вредных веществ (бензин, дизтопливо, древесная, абразивная пыль, аэрозоли), сведения о рекультивации земель, информацию об очистных сооружениях.

За выбросы, по которым производится самый тщательный расчет, предприятие платит деньги комитету по охране природы.

Я инспектирую железнодорожный транспорт. На контроле— 33 субъекта (предприятия), разбросанные по разным районам. При проверках обязательно требую наличие экологических паспортов. Взять, к примеру, депо. У них приблизительно 116 тепловозов (данные могут меняться). Ежегодно оно представляет информацию о состоянии технической базы: количестве газоанализаторов и дымомеров, их характеристики, год выпуска, предназначение.В депо эта работа поставлена хорошо. Теперь они могут производить проверку на дымность не только тепловозов, но и автомобилей.

Отчет по мероприятиям включает в себя данные о том, где и что необходимо оборудовать, какой агрегат запустить, каков будет экологической эффект от применения оборудования. Мероприятия не должны повторяться из года в год. В этом плане на предприятии все более-менее налажено, хотя не все запланированное сделано.

В 1995 году вышло постановление главы администрации об организации пункта проведения замеров дымности и содержания вредных веществ в отработанных газах автомобилей и регулировке топливной аппаратуры в Печорском АТП. Пост создан, но этого мало: в городе — более 16 тысяч автомобилей, а по норме на каждые 100 машин должен приходиться один пост. Там будут выдавать водителям талоны о том, что их автомобили прошли тесты на дымность.

Что можем сделать мы, если не соблюдаются условия лицензирования? Взять асфальтобетонный завод ДРСУ. Они получают битум, но при использовании его нарушают технологию. В этом случае, конечно, надо принимать меры: либо закрывать, либо накладывать штрафные санкции с условием, что нарушения будут устранены. Правда, размер штрафа составляет на сегодня небольшую сумму: половину установленного минимального размера оплаты труда.

Опасные грузы типа бензина поступают на многие предприятия. На щебзаводе его сливают в емкость, зарытую в землю недалеко от речки Кожвы. Естественно, часть бензина при сливе попадает на землю, а оттуда уходит в воду. Если предприятие работает с такими опасными грузами, у них должна быть лицензия. Некоторые из них не имеют , и мы должны её требовать. У нас есть такие полномочия.

Что касается автотранспорта, то там тоже жесткие правила при перевозке опасных грузов.

Проверки мы, конечно, проводим. Но их надо делать чаще, а не время от времени. Дорог в городе мало, количество же транспортных единиц возрастает, отсюда перенасыщенность, которая ведет к загазованности воздуха. Кроме этого, есть и другие виды транспорта, речной, например. Куда они девают  свои отходы? Проверки показывают, что такие крупные предприятия, как депо, АТП, аэропорт, речпорт стараются решать эти проблемы.

Хорошее деловое сотрудничество установилось у нас с транспортной прокуратурой в части  контроля за соблюдением экологических требований при проверке железнодорожных переездов и подъездных путей.