На июль нынешнего года планируется визит в Печору первого заместителя Главы РК Анатолия Каракчиева. Насколько ему близки печорские проблемы? Как правительство республики оценивает шансы муниципального образования занять более высокую ступень социально-экономического развития? Это читатели газеты «Печорское время»  узнают из интервью с Анатолием Алексеевичем. Но, кроме того, свои вопросы печорцы могут передать в редакцию. Мы постараемся получить на них ответы первого заместителя Главы республики в ходе его визита в Печору.

 

Анатолий Алексеевич, вы курируете в республиканском правительстве блок экономических вопросов. Что для вас стоит за словом «Печора»?

Как человека меня не может оставить равнодушным мощь и спокойствие реки Печоры, уникальная приуральская природа. Если вы хотите услышать мое мнение как экономиста, то Печора край с огромными природными богатствами. К сожалению, в настоящее время все это богатство лес, нефть, газ, руды, другие ресурсы используется недостаточно полно. Могу предположить, что в скором будущем Печора станет развитым промышленным районом, так как такого ресурсного потенциала и пересечения различных транспортных путей нет нигде в Коми.

В 1997 году указом Главы республики утверждена многолетняя программа, целью которой было социально-экономическое развитие города Печоры и подчиненной ему территории. Насколько успешно она реализуется?

Должен сказать, что программа реализуется весьма успешно практически по всем направлениям. В муниципальном образовании постоянно растет уровень промышленного производства, как следствие безработица с 1997 года снизилась в два раза. В этом большая заслуга местных властей и коллективов печорских предприятий.

Особенно важное направление программы строительство автомобильных дорог и мостов. Здесь плановые показатели выполнены на 200 процентов. Населенные пункты МО должны иметь надежное автомобильное сообщение, и эта работа будет продолжаться. Нельзя не отметить, что в рамках программы решены проблемы транспорта и связи. Введена в строй цифровая АТС на 8 тыс. номеров. В прошлом году первых пассажиров принял новый железнодорожный вокзал.

Конечно, остаются трудности в сельском хозяйстве и лесопромышленном комплексе, но у правительства республики есть предложения по разрешению этих проблем.

Раз уж вы сами затронули эту тему, не могу не задать следующий вопрос. Большинство жителей подчиненной городу территории зависит от предприятий лесопромышленного комплекса. В свое время работы хватало всем, предприятия и поселки горя не знали. А сегодня даже такой гигант, как «Печорлеспром», не смог противостоять ситуации.

Действительно, «Печорлеспром» оказался в сложной финансовой ситуации, и его придется реформировать. Но это совсем не означает, что все оборудование предприятия куда-то исчезнет, а люди будут «выброшены на улицу». Сегодня правительством республики разработана программа реформирования ОАО «Печорлеспром». В соответствии с ней холдинг будет разделен на несколько небольших самостоятельных предприятий, внутри которых сохранится нормальный производственный процесс.

Более того, правительство Коми поставило перед собой задачу создания на территории республики мощностей по глубокой переработке древесины. В Печоре намечено строительство завода по производству древесноволокнистых плит МДФ. Кроме пополнения местного бюджета, это позволит решить проблему использования мелкотоварной и лиственной древесины, которая сегодня не находит сбыта. Работа над проектом не стоит на месте: в районах лесокомбината и Печорского леспромхоза приобретены сооружения с оборудованием и техникой, в которых разместится будущее производство, подобрана сырьевая база. Сейчас ведется поиск надежных инвесторов.

Многих печорцев интересует, насколько оправданны слухи о других Крупных проектах, например, о том, что в городе намечается строительство Интинской ГРЭС и завода по переработке бокситов?

Республика очень заинтересована в реализации этих проектов, они просчитаны, и уже ведутся переговоры с инвесторами. Могу сказать, что в качестве площадки для строительства этих объектов рассматривается несколько вариантов, в том числе и под Печорой.

Сейчас идет подготовка к реформированию системы железнодорожного транспорта. В нашем городе уже ходят разговоры о грядущих массовых увольнениях железнодорожников. Расскажите, пожалуйста, какую позицию занимает правительство республики в этом вопросе?

Мы постоянно проводим переговоры с руководством МПС по поводу реформирования. Буквально недавно состоялась встреча Главы республики Юрия Спиридонова с руководителем Северной железной дороги Владимиром Петровым, на которой обсуждались вопросы реформы железнодорожного транспорта. Все согласны, что структуру управления железнодорожные транспортом необходимо менять, а численность работников привести в соответствие с фактическим объемом работ. Этот процесс идет не только в Печоре, но и по всей России. Для нас важно не допустить соци­альных конфликтов в трудовых коллективах.

Я, конечно, надеюсь, что массовых увольнений не будет после объединения Сосногорского и Воркутинского отделений Печора останется одним из ключевых пунктов Северной железной дороги. Пока вопрос сокращения численности работников Печорской дистанции пути и локомотивного депо удается решать за счет естественного оттока кадров и создания новых рабочих мест. Государственные органы будут строго следить за соблюдением прав высвобождаемых работников.

Каковы перспективы развития нефтегазового комплекса Печоры? Ведь не секрет, что сегодня многие связывают благополучие территории с результатами работы предприятий ТЭК.

Без преувеличения скажу, что правительство республики уделяет особое внимание развитию нефтегазодобычи именно в Печорском районе. Это одна из самых перспективных территорий. Здесь разработку месторождений ведут восемь предприятий. В 2000 году ими добыто 931 тыс. тонн углеводородного сырья или около 11 процентов от общего объема по республике. Причем объемы добычи постоянно растут. Ожидается, что в 2001 году в районе будет добыто 1252 тыс. тонн нефти и газового конденсата, что на треть выше уровня прошлого года. Стабильно высокий уровень цен на нефть позволяет нефтедобывающим предприятиям получать прибыль и вкладывать достаточные средства в развитие производства.

Естественно, это положительно сказывается и на перечислении ими налоговых платежей. По данным налоговых органов, за 1 квартал 2001 года нефтедобывающие предприятия, ведущие разработку нефтяных месторождений в Печорском районе, перечислили в республиканский и местный бюджеты в два раза больше средств, чем за аналогичный период 2000 года.

К сожалению, не все так хорошо, как хотелось бы. Большинство предприятий не выполняет условия лицензионных соглашений по уровням добычи, затягиваются сроки ввода месторождений в эксплуатацию, мелкие компании не в состоянии рационально разрабатывать месторождения.

В этих случаях государство как собствен­ник недр вправе применить к недропользователю жесткие санкции, вплоть до отзыва лицензии на право разработки месторождений. Кроме того, я считаю, что со стороны государства правильно было бы предъявлять к нарушителям соглашений претензии по возмещению упущенной выгоды. Ведь с каждой недобытой тонны нефти государство недополучает налоги. А это как раз те деньги, которые сегодня нам так необходимы для решения насущных социальных проблем. Над этим нам еще предстоит работать.