Проблема экологии в наше время — одна из самых серьезных и насущных. Не зря ей уделяется все больше и больше внимания. Последний тому пример — прошедшая в Ухте экологическая конференция «ХХI век». А как обстоят дела по экологии в городе? Об этом наш корреспондент беседует с председателем Печорского городского комитета по охране природы В. Гераськиным.

— Владимир Иванович, какие задачи по охране природы города и района стояли перед комитетом, и что из намеченного удалось решить?

— Удалось добиться немалого. Во-первых, все строящиеся объекты проходят 100-процентную экологическую экспертизу, в частности, завод по изготовлению бензина, автозаправка и др.

Ежеквартально в течение двух недель проверяем отчеты 244 предприятий по загрязнению ими окружающей среды. Каждое из них должно перечислить определенную сумму в экологический фонд. Однако из 244 платят только 44 предприятия. Около 200 организаций ходят в должниках годами. С ними мы работаем с помощью взаимозачетов.

За два последних года рост платежей по взаимозачетам увеличился на 50 процентов. Так, со щебзавода взяли на 172 тысячи рублей щебенки и передали ее коммунальщикам на восстановление дорог после паводка.

Оформили взаимозачет на 40 тысяч рублей с ОАО «Судоходная компания «Печора» за отсыпку дамбы по заявке штаба ГО и ЧС.

Большое внимание уделяем приемке новых объектов. Комиссия во главе с главным архитектором города В. Торлоповым приняла в Зеленобосрске капитальный гараж ЗАО «Печорнефтегаз», строительство которого заслуживает самой высокой оценки.

— А какие проблемы остались нерешенными?

— До сих пор не проведена рекультивация старой городской свалки, которая находится рядышком с водозабором. Кто-то должен ею заниматься. Скорее всего, это будет УМП «ПЖКХ», где готовится смета на выполнение этих работ. До настоящего времени свалка находилась на балансе ЗАО «Спецавтодор».

Не удовлетворяет необходимым требованиям и новая городская свалка. Нет нормальной дороги, разделения и хранения отходов по видам: промышленные, бытовые и т.д., нет человека, который бы осуществлял наблюдение и контроль за ней.

Что касается дороги к свалке, то ее нужно строить сообща, всем миром. Я считаю, необходимо подготовить отдельное совещание с такой повесткой дня. И инициатива должна исходить от предприятия, на чьем балансе находится этот объект, — от УМП «ПЖКХ».

Немедленной рекультивации требуют земли, принятые коммунальными службами у расформированных воинских частей. Они в ужасном состоянии. Но поскольку денег в бюджете на выполнение работ в полном объеме нет, надо делать пусть понемногу, но ежегодно.

— На что расходуются средства экологического фонда, и кто осуществляет их проверку?

— Ежеквартально мы предоставляем свои отчеты природоохранной межрайонной прокуратуре. Документы за III квартал проверяли органы городской прокуратуры. Замечаний по использованию средств экологического фонда нет.

— Если сравнить Печору в плане экологии с другими городами, какое положение мы занимаем?

— По сравнению с Усинском — намного лучше. Правда, по качеству питьевой воды — на одном из последних мест.

В настоящее время в Печорском районе значительно сократились лесозаготовки, что положительным образом сказалось на экологии территории. Уменьшились объемы перевозок грузов по реке, а значит, Печора стала чище. Кроме того, постепенно меняется отношение руководителей предприятий к экологии. Они понимают, что в любом случае им придется платить в экологический фонд тем больше, чем больше загрязняют они окружающую среду. Поэтому они ищут пути уменьшения отходов, сбросов, стараются использовать природосберегающие технологии.

— Кто, на ваш взгляд, является главным «загрязнителем» природы на территории, подчиненной Печоре?

— Это все железнодорожные станции, относящиеся к НОД ВОД-8. Если Печорская ГРЭС перечисляет от 40 до 70 тысяч рублей ежеквартально, ЗАО «Компания «Байтек-Силур» — от 40 до 60 тысяч, то вышеупомянутая организация — 100—120 тысяч, так как у нее отсутствуют очистные сооружения. А потом, известно их намерение сдать все свои объекты городу, то есть «повесить их на шею» УМП «ПЖКХ». Считаю, что этим вопросом нужно было заниматься раньше на уровне правительства республики.

— Мы все больше говорим с вами о крупных предприятиях. А какие проблемы существуют у вас с мелкими организациями?

— Не все они платят за загрязнение окружающей среды твердыми производственными отходами (банки, ящики, бумага, другая упаковка). Сумма оплаты зависит от количества работающих. На каждого из них в год положено по нормативам 280 килограммов отходов.

К таким предприятиям можно отнести ТОО «Нефтяник», ТОО «Каркас». Уже сейчас по этой статье должны  бы платить 30 торгующих организаций. Я думаю, на следующий год мы решим эту проблему.