10 лет назад, в апреле 1990 года, газета общественного Комитета спасения Печоры «Экологический вестник» первой в республике рассказала читателям о проведенных на территории Коми АССР и соседних Пермской и Архангельской областей подземных ядерных взрывах. Один из них прогремел 11 августа 1984 года в Печорском районе, в 100 км западнее города Печора при впадении ручья Н. Кантумаель в реку Луза (практически на границе с Ижемским районом), на глубине 760 м.

Материал об этом взрыве, подготовленный членами Комитета Николаем Братенковым и Владимиром Шрайбером по свидетельствам очевидцев, впоследствии полностью подтвердился, и в «Экологическом вестнике» было опубликовано официальное подтверждение авторов проекта из московского ВНИИ Промтехиопогии.

Проведение взрывав и тогда, и сейчас объяснялось официальными органами «мирными» целями, задачами народного хозяйства, хотя в центральной печати за прошедшие десять лет появилось немало публикаций, доказывающих причастность к этому военного ведомства. Но дело даже не в этом. Гораздо важнее другое. За прошедшие годы никто так и не объяснил людям, проживающим в районах проведения взрывов, каковы возможные последствия этих экспериментов, как вести себя тем, кто или волей случая, или по необходимости (охотники, рыбаки...) бывает в непосредственной близости от зоны взрыва. Не велся и мониторинг радиационной обстановки в зоне взрывов (а если и велся ведомством, проводившим испытания, то в обстановке еще большей секретности, чем сами взрывы).

Вот почему большая часть населения тех мест, где взрывы проводились (а были они в районе Нарьян-Мара, в районе станций Сеида, Лемью, Хановей, в Чердынском районе Пермской области в непосредственной близости от Печоро-Илычского заповедника, и т.д.), до сих пор или не знает о них вообще, или пользуется самыми разными слухами.

Между тем долговременные последствия даже подземных ядерных взрывов могут быть, как известно, самыми непредсказуемыми и весьма плачевными. А три взрыва в Чердынском районе Пермской области (на водоразделе Камы и Печоры) суммарной мощностью 45 килотонн (три Хиросимы!), и вовсе были приповерхностными. Ведь целью их было проложить «дорогу» (прорыть канал) для переброски печорских вод в Каспий.

Считая, что местное  население вправе знать достоверные данные о ситуации в местах проведения взрывов, Комитет спасения Печоры вновь обратила к этой проблематике. Об этом - в материале члена Комитета спасения Печоры Владимира Шрайбера.

Комитет спасения Печоры не впервые обращается к проблеме радиационной безопасности в регионе. Кроме организованного нами десять лет назад общественного расследования по поводу прове­денных в бассейне Печоры ядерных взрывов в «мирных» целях, были и сбор подписей против возобновления ядерных испытаний на Новой Земле (в 1990 году собрано более 10 тысяч подписей), и участие в антиядерных конференциях, и инициирование работ по изучению последствий радиевого промысла в поселке Водный (Ухтинский район).

Многие припечорцы помнят и события восьмилетней давности, когда Комитет, собрав более 20 тысяч подписей жителей Печорского бассейна, добился от правительства и парламента Коми моратория на строительство атомной электростанции в республике (планировалось такое строительство сначала на Удоре, затем под Интой).

Сегодня срок моратория истек: он был объявлен до 2000 года. Минатом же, оставаясь влиятельнейшей и по-прежнему засекреченной государственной структурой, вынашивает новые грандиозные планы строительства и новых АЭС, и полигонов для захоронения ядерных отходов других стран. Попытки же экологов, представителей неправительственных организаций, обнародовать данные о последствиях (радиоактивного загрязнения преследуются силовыми структурами (подтверждением тому обвинения в шпионаже экологов Александра Никитина и Григория Пасько, которые в конечном итоге не были подтверждены судебным расследованием). И это при том, что сам Минатом давно нашел себе богатого и влиятельного «спонсора» за грaницeй — в недавнем прошлом «соперника №1» Министерство энергетики США. Еще в 1993 году был подписан контракт о поставках в США из России плутония - 238, урана-235. Это означает, что весь «грязный» цикл получения этих материалов (добыча урана, пере­работка, обогащение, захоронение отходов) производится у нас, а готовый продукт продается США.

Сегодня атомное лобби в Госдуме по инициативе депутата Шашурина (кстати, оказавшегося в новом составе Думы заместителем председателя Комитета по экологии!) настойчиво подлатает нам добавить к своим РАО еще и завезенные из-за рубежа. За радиоактивные отходы чужих стран нам предлагают большие деньги это главный и единственный аргумент Шашурина и компании. А поскольку большинством Госдумы их предложение все-таки не поддерживается пока, идею предлагают согласовать в региональных законодательных собраниях. Предложение втихаря «спущено» в регионы, и депутаты некоторых из них (Воронежской области, например) уже сказали «да» ввозу РАО в Россию. Правда, уточнив при этом, что только не в их область. А куда?

Конечно же, в такие «удобные» для этих целей малонаселенные регионы, как наш. Тем более что на нашей территории, судя по всему, уже есть «опыт» создания хранилищ радиоактивных отходов. К такому выводу нас привело изучение истории подземного ядерного взрыва, произведенного в 1984 годунаЛузе-215.

Осенью прошлого года (особенно в связи с активизацией действий Минатома по возобновлению строительства АЭС в стране и проталкиванию идеи ввоза чужих РАО) мы вновь обратились к истории этого взрыва. Содействовало этому и то, что наш проект в рамках программы «Ядерное разоружение, радиационная безопасность и гражданское общество» получил финансовую поддержку ИСАР Института содействия общественным инициативам.

Изучение ситуации на местах взрывов (то есть непосредственно исследовательские экспедиции) предварила большая работа по сбору информации как из опубликованных источников, так и из устных от очевидцев и участников взрывов, от участников научных экспедиций. Надо сказать, что люди, к которым мы обращались за информацией или содействием в получении информации, в большинстве своем охотно откликались. За исключением разве что директора Института биологии Коми НЦ УрО РАН А.И. Таскаева, который до сих пор почему-то так и не предоставил Комитету запрашиваемую информацию, хотя был и письменный запрос, и устные обращения.

Только собрав максимум возможной информации, в июне текущего года мы выехали на Лузу, непосредственно на место взрыва, на малодоступный участок Каджеромского лесхоза в пятидесяти километрах от поселка Трубоседъельск. Предваряя обвинения в некомпетентности общественных действий и инициатив, скажу несколько слов о руководителе полевых работ, профессоре Ухтинского технического университета В. Л. Копейкине. Валерий Александрович доктор геолого-минералогических наук, действительный член РАЕН, являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 — 1996 годах, работал руководителем оперативной группы геологов по изучению миграции радионуклидов, был экспертом Чернобыльской комиссии Верховной Рады Украины в 1989 — 1995 годах, ведущим научным сотрудником МНТП, «Укрытие» (Чернобыль). В составе экспедиции работали также топограф Н.А. Назаров, лесник Каджеромского лесхоза Николай Хмара.

Исходный план района работ нами был получен путем проведения перед началом работ непосредственно на месте топографической съемки в масштабе 1:500. Вся территория (220 м на 220 м), в центре которой находится скважина №215, была разбита пикетами на квадраты. Следует отметить, что местность вокруг скважины ранее была расчищена бульдозером и сегодня выросла только небольшая кустарниковая поросль. Радиометрическая съемка производилась методом пошагового опоискования прибором СРП-68-01. Оперативный контроль проводился другим прибором. Предварительно радиометры проходили госпроверку и НВЦ «Протон» при Казанском госуниверситете и допущены к ведению работ в качестве рабочих средств производства.

В итоге проделанной работы, как мы и отметили в информационном отчете по результатам экспедиции, никаких радиационных аномалий нами не было выявлено. Данный факт объясняется, конеч­но, в первую очередь высоким качеством бетонирования ствола самой скважины №215.

Полученные нами данные свидетельствуют о практическом отсутствии радиационного загрязнения вокруг мест данного подземного атомного взрыва. Отсутствует как гамма-, так и бета-загрязнение. Но, как подчеркнул в своих выводах и рекомендациях руководитель работ профессор В.А. Копейкин, «хотя в данный момент никакой радиационной опасности скважина №215 для населения не представляет, данный район требует регулярного радиоэкологического контроля. Возможная откачка нефти или газа в данном районе в пределах нескольких километров от скважины может привести к миграции радионуклидов и заражение окружающей территории, особенно стронцием -90».

Между тем требуемого контроля, как и информации для населения, в том числе и для геологов, нефтяников и т.д., как раз и нет. Разве достаточно на таком потенциально опасном объекте единственной разбитой таблички с надписью «Запретная зона. Строительные и буровые работы в радиусе 350 м запрещены»? Нет никакого объяснения, что это за объект и почему и чем он опасен. Нет никаких «выходных» данных кто предупреждает, куда и к кому в случае чего обратиться, и т.д.

Но вернемся к собранной нами информации, к нашим данным, наблюдениям и выводам.

Официально на Лузе был взрыв в «мирных» целях, проведенный по заказу Мингеологии для сейсмического зондирования земной коры и мантии. Но, что удивительно, поведенный нами оп­рос геологов региона показал, что никаких результатов этого зондирования в местные геологические организации передано не было. Так с какой же целью и для чего оно проводилось? Настораживает и то, что абсолютное большинство подобных взрывов производилось на Севере России.

Какие же выводы? Во-первых, любой подземный ядерный взрыв это испытание ядерного заряда. И взрыв на Лузе не исключение.

По данным Всемирной организации «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (ВМПЯВ), подземные испытательные полигоны заражены большим количеством плутония -239, период полураспада которого составляет 24400 лет, а также радиоизотопами йода-131, цезия-137, углерода-1/1 и стронция -90.

В результате подземного ядерного взрыва на скважине Луза-215 в эпицентре взрыва образовалась воронка полость диметром до 40 метров с «законсервированными» вышеуказанными радиоизотопами.

Это есть не что иное, как хранилище радиоактивных отходов со всеми вытекающими последствиями. Поданным ВМПЯВ на полигоне в штате Невада радиоактивный материал по меньшей мере в одной испытательной шахте, использованной для подземных взрывов, просочился в подземные воды. Сегодня в Печорском и Ижемском районах, в том числе и на Лузской площади, планируется разведка и добыча нефти. Известно, что в местах добычи нефти уже зафиксированы радиоактивные загрязнения оборудования, трубопроводов естественными радионуклидами (Татарстан). И это серьезная, пока неразрешимая проблема. Мы же добавляем к ним еще и радионуклиды, образовавшиеся вследствие «мирных» взрывов.

Известен и такой факт. На Осинском месторождении в Пермской области также были произведены два подземных ядерных взрыва в «мирных» целях для интенсификации притока нефти и газа. Через десять лет после взрыва зафиксированы первые выносы радионуклидов в соседние скважины. Еще через десять лет миграция радионуклидов отмечалась уже в 65 промысловых скважинах. Существует опасность переноса их в Воткинское водохранилище, в реку Каму и весь Волжский бассейн.

Результаты нашего исследования устья скважины Луза-215 и прилегающей территории, как я уже сказал, показали, что выходов радионуклидов на дневную поверхность нет, но возможен вынос стронция-90 в нефтяные пласты Лузского месторождения. Следовательно, необходимы серьезные исследования возможной миграции радионуклидов в нефтяные пласты. Этим сегодня также никто не занимается. Не случайно даже руководство «Печорской нефтяной компании», получившей лицензию на разработку Лузского месторождения, не было проинформировано ни о возможном загрязнении нефтяных пластов, ни даже о самом факте ядерного взрыва на этой площади.

«Экологический вестник», конечно, будет информировать припечорцев о дальнейшем ходе и результатах наших исследований и опросов. А пока мне как руководителю проекта Комитета спасения Печоры хотелось бы поблагодарить тех, кто не отказался помочь нам, общественникам, в этой работе: бывшего главного геолога ЮПНГРЭ Григория Марковича Фирера, печорских геологов Сергея Николаевича Пуртова и Александра Васильевича Ляшева; сыктывкарца Владимира Петровича Балибасова, участника экспедиции 1990 года на место взрыва в Чердынском районе, директора Каджеромского лесхоза Александра Яковлевича Кема, жителей Каджерома Эльвиру Васильевну Маточкину, Даниила Рубиновича Нацмерп, Евгения Алексеевича Соболева.

Особая благодарность Валерию Александровичу Копейкину и координатору Ухтинского отделения нашего Комитета Олегу Сергеевичу Кочеткову, по инициативе которого исследовательскую, научную часть проекта возглавил такой опытнейший специалист, как Валерий Александрович.

Комитет спасения Печоры продолжает работу по проекту «Социально-экологические последствия подземных ядерных взрывов в «мирных» целях (водораздел Печора-Кама, Чердынский район Пермской области, 1971 г.; верховья р. Луза, Печорский район Республики Коми, 1984 г.)». В настоящее время проводится анкетирование населения в поселках и селах, сопредельных местам проведения взрывов. На август запланирована еще одна экспедицияна место приповерхностного ядерного взрыва в Чердынский район Пермской области, в которой вместо с нами будут участвовать пермские «зеленые». После этого мы продолжим ознакомление населения Печорского, Ижемского, Троицко-Печорского районов с результатами исследований через местную прессу и проведение общественных слушаний.

Это важно не только в целях обеспечения радиационной безопасности населения от возможных последствии прошедших взрывов, но и потому, что мы, жители северных регионов, должны быть готовы объективно оценить предложения Минатома о захоронениях РАО на нашей территории, о строительстве АЭС и т.д. Чтобы каждый из нас не только четко представлял, чем это «пахнет» для нас и кому это выгодно, но и имел возможность высказать свое мнение по поводу этих планов.