На нашу землю продолжают падать ступени баллистических и космических ракет.

Падающие на землю ступени ракет вызывают пожары, убивают скот, заражают воздух, воду, леса ядовитыми компонентами жидких и твёрдых ракетных топлив. За всем этим стоит не; только модернизация военно-ракетно-космических сил, но и коммерциализация космоса, вывод на орбиту многочисленных телекоммуникационных спутников, А сами военные не только; сохранили за собой все 110 районов падения ступеней ракет (это 20 млн. «грязных» гектаров), но и получили новые полигоны в Амурской области и в Республике Саха— Якутия.

   

САМЫЙ МОЩНЫЙ КОСМОДРОМ

      

От границ Республики Коми 300 километров до самого мощного в мире космодрома Плесецк, откуда запускаются военные и гражданские спутники связи. Первый запуск баллистической ракеты ПВО год, первый запуск космического аппарата — 1966 -и. За это время отсюда стартовало свыше 12 тысяч ракет – в два раза больше, чем со всех космодромов мира. Налетном полигоне проведены практически все испытания твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет, что неизбежно вело к разрушению озонового слоя над Севером Европы и Сибири.

За военными до сих пор сохраняется право сбрасывать ступени ракет практически над любым населенным пунктом. В постановлении «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» (принята два года назад) предусматривается возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет. Тем самым впервые официально признано, что в районах падения частей ракет проживают люди. Хотя это упорно отри­цалось как Российским космическим агентством, так и Министерством обороны.

Спрашивается: не возвращаемся ли мы в те времена, когда не считались «ради государственных интересов» ни с какими жертвами и затратами? По требованию военных, например, на Алтае в 1959 году было приказано переселить жителей села Яэула Улаганского района. Переселение не состоялось только потому, что первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 закончился 23 октября 1960 года аварией, приведшей к гибели значительной части боевого расчета, включая Главного маршала артиллерии М. Неделина. В 1968 году по требованию военных из Плесецка были срочно эвакуированы 400 жителей села Бадьельск Усть-Куломского района Республики Коми. В конце 1980-х космодром Плесецк потребовал эвакуировать поселок Верхнемезенск. Его жителей от выселения спасло то, что в нем проживали иностранные рабочие.

30 января 1996 года наш премьер В. Черномырдин и вице-президент США А. Гор подписали договор, в котором говорится, что Россия может сделать 20 коммерческих запусков до 2000 года. Такое же разрешение получила от США и Украина. Ступени «киевских» ракет— носителей также упадут в районах проживания малых народов России. Не так давно с американской компанией подписан контракт на запуск в 1998 году 36 спутников «Глобал стар» на Зените и 12  на РН «Союз» Компания «Глобал коммуникацион» в свою очередь подписала договор о выводе на орбиту 3 спутников с космодрома Байконур. Началось небывалое по своим масштабам коммерческое использование космоса. Если в 1995 году в мире запускалось 20 коммерческих спутников, то в 1998 году их число вырастет в 6 раз. И это, судя по всему, далеко не предел.

Центральное место отводится России. А почему бы и нет? У нас самая низкая цена запуска. Старт «Протона» с Байконура стоит от 50 до 70 млн. долларов США, а французский запуск от 75 до 153. В Японии запуск стоит 200 миллионов долларов. Иностранные фирмы давно оценили отсутствие в России штрафных санкций за загрязнение огромной территории.

В космическую коммерцию активно включились не только военные, но и производители ракет. НПО "Энергия"(производитель «Протонов») и завод им. Хруничева в 1993 году создали совместное предприятие с американской ракетной компанией «Локхид Мартин» и теперь активно рекламируют «Протоны» на Западе: используйте, мол, их для запусков своих спутников в России. Подобное СП организовали Российское космическое агентство и Научно-производственный ракетно-космический центр в Самаре (ЦСКПБ «Прогресс»). Третье совместное предприятие «Космос США» и «Полиглот» (Россия). Деятельность этих предприятий активна поддерживается правительством США. Она направлена на обслуживание интересов американских телекоммуникационных компаний, которые конкурируют между собой за вывод спутников и захват мест на орбитах.

В августе 1995 года глава Республики Коми Ю. Спиридонов направил письмо на имя министра обороны П. Грачева, в котором были оговорены условия использования территории республики при падении первых ступеней ракет. Оно осталось без ответа. Позже в адрес Министерства обороны были направлены требования убрать ракетный мусор. Но на них, судя по всему, не обратили никакого внимания.

             

ТАМ, ГДЕ ПАДАЮТ «СОЮЗЫ»

          

Об «экологически чистых» «Союзах» и почти идиллическом состоянии территории в местах падения ступеней этих ракет написано немало.. Но это стремление выдать желаемое за действительное. Например, район падения «Союзов» под названием «Вашка», согласно договору, составляет 160 тысяч гектаров. Только агрегатами первых ступеней завален весь Удорский район. По официальным данным, здесь валяется 1200 блоков длиной в 19 и диаметром в 3 метра. Каждый «Союз» имеет четыре таких блока весом до 4 тонн. Выходит, что на Удорский район было запущено минимум 300 РН «Союз». Их «отделяющие части» обрушиваются на удорские леса, реки, озера. После каждого падения горит лес, токсичным топливом заражаются луга, болота, речки. В результате растет заболеваемость населения раком, рождаются «желтые» дети. Большинство мужчин не доживает до 50 лет. В Удорском районе еще в 60-х годах появились животные-мутанты: телята с двумя головами, на трех ногах, без заднего прохода...

По нашему мнению, рост заболеваемости, появление животных-мутантов связаны с действиями углеводородного ракетного топлива (керосина-Т). Все углеводородные ракетные топлива, как и нефтепродукты, обладают канцерогенными свойствами, к тому же они содержат добавки в виде бериллия, магния и других токсичных металлов, вызывающих рак, уродства развития. Сегодня верховья реки Вашка, откуда в XV веке началось крещение Удорской земли, это кладбище космических динозавров, рукотворное месторождение цветных металлов, добыча которых стала уже доходным промыслом на земле Удоры.

              

«КОСМОСЫ И «ЦИКЛОНЫ»

            

Если южный Удорский район завален блоками РН «Союзов», то северные районы Усть-Цилемский, Ижемский, Печорский, Усинский засыпаны первыми ступенями РН «Космос» и «Циклон». Особенно много их в Большеземельской тундре, которая является единственным летним пастбищем для оленьего стада Республики Коми.

При ударе о землю первой ступени ракеты происходит мощный взрыв. Еще до падения горят в атмосферном воздухе летящие к земле ракетные двигатели, раскаленные части ракет, аппаратура. Со взрывом падают топливные баки с горючим и окислителем. В одном баке ярким пламенем горит гептил, в другом — дымится азотная кислота. Часть гептила окисляется, часть сгорает, но много остается в топливном баке. Немало фрагментов ракет падают в озера, реки.

Топливные баки военные иногда подрывают тротилом, после чего осколки разлетаются по тундре, убивают и ранят оленей. Но много баков лежит и в хорошем состоянии. Геологи и пастухи укрываются в них в ненастную погоду. В тундре встречаются во множестве головные обтекатели, В селах Каменка и Хангурей ими украшают сараи. «Будки для собак это зачастую головные обтекатели, рассказывает председатель колхоза «Ижемский оленевод» Я. Канев. Хоть какая-то польза от космического мусора».

Ступени ракет падают и на притундровую, и припечорскую тайгу. Здесь можно встретить большие топливные баки длиной в 10 и диаметром в 4 метра.

               

СЕКРЕТНЫЕ РАЙОНЫ НА КАРТЕ

              

Жители Печоры рассказывают, что в 50—60 километрах от города в районе поселка Сыня, большой район падения ракет. Он занимает юг Усинского, север Вуктыльского и восточную часть Печорского районов. Село Бызовая находится в этой опасной зоне. Здесь живут коми-ижемцы. Почти все безработные. Дети в этой деревне с рождения страдают аллергией (тяжелые состояния наблюдаются даже при кормлении грудным молоком). Часто возникают аллергозы, ларингофарингиты. Все болезни верхних дыхательных путей сопровождаются спазмами. У многих детей дерматиты. Люди жалуются на слабость, тошноту, сыпи на коже лица. Эти изменения в состоянии здоровья возникли 15 лет назад и совпадают по времени с началом выпадения «ракетных» дождей с образованием желтых, красных и розовых луж. Вода в реке Печора после таких осадков становится желтой.

По данным научных исследований, до 1971 года онкологическая заболеваемость в зоне оленеводства была самая низкая по сравнению с другими, районами РСФСР. Однако за последние 20 лет она выросла в 5 раз. В несколько раз чаще возникают психические расстройства, болезни кожи, мочеполовой системы... Все это неизбежный результат действия компонентов ракетного топливагептила и его метаболитов.

На правом берегу реки Печоры в небольшом селе Белый-Ю тоже живут коми-ижемцы. Рядом с ними давно расположилась большая ракетная база ПВО, оснащенная гептиловыми ракетами «земля воздух». В 1994 году она была ликвидирована. Ангары для ракет приведены в негодность, многие объекты подорваны. До июля 1997 года мало кто знал, что на брошенной базе оставалось 30 тонн гептила. Об этом стало известно жителям поселка Белый-Ю, когда над бывшей ракетной базой в течение нескольких дней высоко в небо поднимался черный дым: военные сжигали ядовитое топливо. Погода была дождливая, и продукты сгорания осели в районе поселка, на садовых участках жителей города Печора..

Но никто не знал о том, что военные тайно от населения и властей района весной 1997 года сливали гептил и его окислитель азотную кислотупрямо в болота на берегу реки Печора. На огромной террито­рии бывшей ракетной базы мож­но найти даже... боеголовки для поражения воздушных целей.

Чтобы избежать глобальной катастрофы, сегодня необходимо остановить масштабное, экологически варварское коммерческое использование космоса. Для этого требуются международные акции. В том числе на уровне ООН, парламентов космических держав. И, конечно же, нашего Федерального Собрания при обязательном участии субъектов РФ, территория которых превращается в свалку космического мусора.