21 ноября 2000 г. с космодрома Плесецк был осуществлен коммерческий запуск американского спутника, который так и не вышел на заданную орбиту, поскольку ракета-носитель потерпела аварию. Об этом многие печорцы, наверное, слышали из сообщений центрального телевидения и радио. Но не многим пока известно, что первая ступень этой ракеты-носителя, отделившаяся вскоре после старта, лежит сегодня в нашем Печорском районе, в верховьях реки Луза, притока Кожвы. Так же, как и десятки других ступеней, падавших на печорскую землю после плесецких космических запусков в прежние годы.

Дело в том, что здесь, на территории Печорского, Ижемского и Усинского районов, находится так называемый РП «Печора» - один из ста расположенных в границах лей республики районов падения отделяющихся ступеней pa­r-носителей, стартующих с Плесецкого космодрома. Большая часть площади этого РП - 90 % - приходится на Печорский район.

Район падения «Печора» использовался для указанных целей протяжении многих лет: с 1967 1996 годы он принял первые ступени ракет-носителей «Космос» 41 раз. К отличительным характеристикам этого РП можно нести не только его размеры (это самый большой по площади район падения, занимающий 339 тысяч га), но еще и то, что только этот район в границах Республики Коми принимает ступени ракет-носителей «Космос», работающих на самом токсичном топливе - гептиле. Часть неотработанного гептила вместе с отделившейся ступенью ракеты попадает в район падения, и именно с им связана высокая опасность, которой подвергается указанная территория.

Например, в «Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды РФ в 1995 году» приводились такие цифры: в грунтовых водах, отобранных в районе падения «Печора», было фиксировано аномально высокоe содержание нитрозодиметиламина. Содержание этого проекта разложения гептила в 1050 раз превышало предельно допустимые концентрации.

Несмотря на это, до сих пор не предпринималось никаких мер в направлении реабилитации загрязненной территории. Более того. До недавнего времени ни командование космодрома Плесецк, ни Главный штаб Ракетных войск стратегического назначения, ни руководство страны практически никак не информировали о масштабах ракетно-космической деятельности и ее последствиях для Республики Коми не только население республики, но даже ее руководство. И только благодаря частным расследованиям местных активистов-экологов Удорского, Корткеросского, Троицко-Печорского, Ижемского районов, отдельным газетным публикациям информация о «космическом мусоре» все чаще и чаще попадала на глаза северян.

И лишь в этом году благодаря усилиям Департамента по охране природы РК руководством республики был заключен договор с командованием ракетных войск, в котором республика впервые поставила свои условия перед ракетчиками и руководством космодрома Плесецк. Одним из этих условий стало экологическое обследование района падения «Печора» за счет средств военных.

К сожалению, такое обследование пока даже не начато (хотя должно было начаться через три месяца после подписания договора). Зато 21 ноября после довольно длительного перерыва район падения «Печора» принял очередной «подарок» с неба - еще одну ступень работающей на гептиле ракеты-носителя типа «Космос».

Правда, на этот раз республика была заранее предупреждена о планируемом запуске, и председатель Печорского горкомитета по охране природы Владимир Иванович Гераськин вместе с приехавшими в Печору представителями космодрома Плесецк и Санкт-Петербургского Института прикладной химии еще 19 ноября совершил вертолетный облет района падения с целью убедиться в отсутствии люден на этой территории: места здесь хоть и глухие, но и рыбаки на Лузу ездят, и действующие нефтепромыслы есть.

- К счастью, - рассказывает Владимир Иванович, - никого в районе падения не оказалось, и вывозить нам никого не пришлось. А после запуска, утром 21 ноября, мы вылетели туда вторично, чтобы найти упавшую ступень. Нашли ее уже через три часа. Участок леса на месте падения заметно отличался, был темно-зеленым, а не снежно-белым, как тайга вокруг, да и парило немного. Эколог из Санкт-Петербургского института взял пробы снега, грунта, растительности - результаты анализов будут переданы в республиканские природоохранные структуры.

Кстати, во время предварительного облета района падения 19 ноября были найдены еще два «космических подарка» - одна ступень и один головной обтекатель, которые, судя по всему, лежат в точках падения уже около восьми лет. Все «находки», включая и свежую, упавшую 21 ноября, ступень, нанесены сегодня в горкомитете по охране природы на карту. Интересно, что до сегодняшнего дня комитету не была известна ни одна такая точка. Ведь специальных обследований не проводилось, а о случайных космических находках в лесу пока также никто не сообщал.

И еще один момент. Читатели «Волны», возможно, помнят нашу публикацию о том, что в верховьях все той же многострадальной Лузы в 1984 году был произведен подземный ядерный взрыв. Экспедиция Комитета спасения Печоры летом текущего года выезжала на место взрыва, провела дозиметрические обследования, выяснила, что выходов радионуклидов на поверхность пока не было, благодаря, прежде всего, высокому качеству бетонирования ствола скважины. А если «пришельцы из космоса» на большой скорости врежутся в бетонную крышку устья скважины? Вероятность, разумеется, ничтожно мала. Но кто скажет, что можно ее исключить вовсе? Учитывался ли этот факт (проведение на данной территории подземного ядерного взрыва) при выборе района падения, при составлении договора по его использованию? Вопросов сегодня, увы, больше, чем ответов. И только открытость, максимально возможное информирование населения о ситуации поможет избежать нежелательных последствий влияния ракетно-космической деятельности на здоровье природы и людей, посещающих эти места.