Расположенный в Архангельской области космодром «Плесецк» с 1966 года использует территорию Республики Коми для сброса отделяющихся частей (ОЧ) ракет-носителей (РН). По данным Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), ОЧ систематически сбрасывались в пределах районов падения (РП), которых на территории Республики Коми насчитывается шесть.

Два из них «Важгорт» площадью в 157 тыс. гектаров и «Войвож» — 314 тыс. гектаров принимали ОЧ в течение 1966-1973 годов. По официальной информации, на площадях этих РП упало 196 единиц боковых блоков первых ступеней и головных обтекателей ракет-носителей типа «Союз». Суммарная масса всех этих фрагментов составляет более 1,5 тыс. тонн твердых материалов и 50 тонн остатков ракетного топлива. Еще четыре РП действуют и сегодня.

Площадь самого крупного РП «Печора» составляет 339 тыс. гектаров на территории трех административных районов Республики Коми, он принял более сорока первых ступеней ракет-носителей «Космос». РП «Железнодорожный» площадью 214 тыс. гектаров, занимающий территорию двух административных районов, с 1971 года принял на своих площадях более 320 головных обтекателей ракет-носителей «Союз». Аналогичные ОЧ принимают РП «Вашка» площадью 210 тыс. гектаров (с 1971 г. на территорию этого РП упало 319 ОЧ) и РП «Усть-Цильма» площадью 205 тыс. гектаров, принявший с 1971 г. 79 головных обтекателей ракет-носителей «Союз».

Суммарная масса всех сброшенных на территорию этих РП фрагментов оценивается более чем в 5,5 тыс. тонн, а суммарная масса остатков ракетного топлива (на РП «Печора») более 200 тонн, из которых на долю гептила приходится около 30 тонн.

Поскольку работы по очистке территорий РП от упавших фрагментов до недавнего времени не проводились, то остатки ракетного топлива попадали в окружающую среду. По данным Государственного доклада о состоянии окружающей природной среды РФ в 1995 году, в грунтовых водах, отобранных в РП «Печора», зафиксировано аномально высокое содержание нитрозодиметидамина (продукт разложения гептила) на уровне 1050 (!) предельно допустимых концентраций.

Следует отметить, что вышеприведенные сведения о количестве и качестве падающих на территории Республики Коми фрагментов ракет-носителей представлены структурами РВСН, до последнего времени они считались полностью достоверными. Однако Госкомэкологией Республики Коми в 1999 году были получены данные о нескольких случаях падения фрагментов ракет-носителей в 1980-1990 годах на территорию Печоро-Илычского биосферного заповедника и в его буферной зоне. А в октябре 1999 года специалистами Удорского комитета по охране природы обнаружено место падения ракеты неустановленного типа недалеко от села Буткан, т.е. далеко за пределами официальных границ РП. В начале 2000 года Главный штаб РВСН признал факт падения на территорию Удорского района фрагментов не только космических, но и баллистических ракет. С 1970 по 1976 годы здесь упало шесть первых ступеней трех межконтинентальных ракет типа PC-10, в которых использовались высокотоксичные компоненты ракетного топлива гептил и амил.

Комитет природных ресурсов по Республике Коми совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и другими природоохранными ведомствами в ближайшие пять лет планирует провести ряд исследований, призванных уточнить характер и масштабы экологического ущерба природе республики от ракетно-космической деятельности. Фактически такие исследования начались в 2000 году в Удорском районе.

Хотя ракетно-космическое воздействие на природу и население Республики Коми началось осенью 1966 года, только весной 1997 года возникшие в связи с этим отношения федеральных и республиканских властей приобрели документальную форму. Был заключен «Договор о порядке и условиях эпизодического использования земельных участков для падения отделяющихся частей ракет-носителей на территории Республики Коми» между правительством Республики Коми и руководством полигона «Плесецк».

По этому Договору «запускающая» сторона брала на себя обязательство по осуществлению радиационного и химического контроля за состоянием природной среды в местах падения ОЧ РН и финансированию работ по их эвакуации. К сожалению, эти обязательства так и остались на бумаге, хотя выполнение даже этих скромных обязательств могло бы положить начало тенденции изменения ситуации в лучшую сторону.

Однако возросшая активность общественности на уровне муниципалитетов, систематическая и настойчивая работа республиканских властей с федеральными структурами и заинтересованная позиция депутатов Государственной Думы от Республики Коми способствовали изменению ситуации к середине 2000 года. В июне 2000 года был заключен новый «Договор о порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территории Республики Коми» между правительством республики и Ракетными войсками стратегического назначения.

В новом Договоре уточнены границы четырех действующих РП, временные условия их использования и значительно расширены обязательства активной, «запускающей» стороны. В частности, РВСН взяли на себя обязательства заблаговременно предупреждать правительство Республики Коми о предстоящих пусках, учитывать предложения республиканских властей по ограничению использования РП по соображениям экологической безопасности, обеспечивать отсутствие в ОЧ источников ионизирующих излучений, а в запускаемых КА ядерных энергетических установок.

По Договору утверждался и «Порядок информирования и обеспечения безопасности населения Республики Коми при пуске ракет-носителей с космодрома «Плесецк», в соответствии с которым представители космодрома «Плесецк» должны участвовать в работах при проведении оповещения, эвакуации, обеспечения безопасности населения и работников, осуществляющих хозяйственную деятельность в РП. Отныне обнаружение мест падения ОЧ становилось общим де­лом местных структур и представителей космодрома.

Принципиально важный момент Договора положение о том, что РВСН разрабатывают и согласовывают с республиканскими властями план мероприятий по экологическому обследованию и составлению экологических паспортов РП «Печора» и «Вашка» за счет собственных средств, а в течение года после подписания Договора и план мероприятий по экологической реабилитации двух ранее использовавшихся РП («Важгорт» и «Вой-Вож»). Договором предусматривались также расценки компенсационных выплат за разовое использование РП при коммерческих пусках, индексация этих выплат и их назначение.

Как можно оценить практику реализации нового Договора за истекшие 10 месяцев? С одной стороны, эта практика вызывает обоснованное чувство удовлетворения. Действительно, осуществленный в ноябре 2000 года коммерческий запуск спутника с космодрома «Плесецк» дал следующие результаты:

во-первых, после пуска незамедлительно было проведено совместное обследование места падения ОЧ, определены его координаты, взяты пробы грунта и растительности, проведен их анализ;

во-вторых, по первому же требованию органов местного самоуправления и Комитета природных ресурсов по Республике Коми РВСН была представлена необходимая и достаточная информация по поводу ажиотажно начавшихся распространяться слухов о падении в РП «Печора», кроме штатных ОЧ, «таинственного объекта»;

в-третьих, в самые короткие сроки в Республику Коми была перечислена полная договорная компенсационная выплата (111550 руб.).

Эти факты служат некоторым основанием для осторожного оптимизма по поводу развития конструктивных отношений РВСН с властями Республики Коми.

Положительным моментом следует считать и то, что муниципальные власти Республики Коми начинают осуществлять попытки по эвакуации и утилизации фрагментов ракет, привлекая к этой работе коммерческие структуры. Например, в РП «Вашка» администрация Удорского района заключила договор с 000 «Эккос», которое сумело очистить от «космического мусора» около 25 кв. км лесных угодий, эвакуировав более 70 фрагментов 0Ч.

Но есть и другая сторона дела.

Возьмем, к примеру ту же инициативу муниципальных властей по эвакуации фрагментов ОЧ РН. Поскольку формально фрагменты ОЧ РН являются собственностью Министерства обороны РФ и поскольку командование космодрома «Плесецк» ни с кем договоров на эвакуацию и утилизацию фрагментов ОЧ РН не заключало, постольку инициатива администрации Удорского района была им квалифицирована как... хищение собственности Министерства обороны РФ!

Или другой пример. Прошло уже 10 месяцев со времени подписания Договора, а в соответствии с этим Договором «План мероприятий по экологическому обследованию и составлению экологических паспортов РП «Печора» и «Вашка» должен был быть согласован с правительством Республики Коми в течение трех месяцев после подписания Договора. Но такой план в Республику Коми до сих пор не поступал. Уходит время: появление листвы на деревьях и рост трав будут крайне затруднять обследование РП. Но командование космодрома «Плесецк» не торопится...

Очевидно, эта негативная сторона дела имеет целый ряд существенных и второстепенных объяснений. Но главное, на наш взгляд, объяснение состоит в том, что экологические постулаты национальной безопасности России и ее устойчивого развития еще не стали приоритетными принципами государственной политики в Российской Федерации. Иначе бы не было никаких оснований для молчаливого сравнения значимости развития ракетно-космического комплекса и бережного отношения к природному комплексу нашей Родины.