При решении тех или иных экономических задач мы должны помнить обо всех последствиях. Чрезмерные аппетиты в отношении увеличения количества особо охраняемых территорий и необоснованные запреты на разработку недр так или иначе отражаются на ухудшении жизни многих и многих людей: если не будет добычи нефти, то не будет зарплат, рабочих мест, социальной инфраструктуры.

И наоборот если мы будем слишком рьяно вовлекать все ресурсы в хозяйственный оборот, не оглядываясь на то, что при этом совершаем в природной среде, то придем к тому, что нам не надо будет ни работы, ни зарплаты, потому что нечем будет дышать и нечего будет пить и есть. Как же найти «золотую середину»? На эти и другие вопросы отвечает министр природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Александр БОРОВИНСКИХ.

Как говориться, путь будет долог и труден. С одной стороны, еще лет двадцать назад многие не знали, что такое экология и охрана окружающей среды. Например, тогда считалось модным тираживовать в прессе снимки с заводскими дымами как символами промышленного развития. С другой стороны, сегодня пятнадцать процентов площади Республики Коми занимают особо охраняемые территории. Теперь выясняется, что некоторые из них не имеют ни научного обоснования, ни экологической экспертизы, а только типовое положение, и толком неизвестно, чем ценен ряд заказников.

Думаю, для того, чтобы достичь баланса сил, нужна огромная работа всего общества. Например, наша республика не находится в изоляции, и даже если ее полностью объявить особо охраняемой, нас никто не избавит от загрязнений воздушного и водного бассейнов с других промышленных территорий. Поэтому вряд ли что-то в корне изменится в близком будущем.

Так что же делать сейчас? Чтобы общество могло двигаться к «золотой середине», оно должно располагать честной и грамотной информацией и уметь верно ее оценивать. Но на одном полюсе политики, разыгрывающие «экологическую карту», жаждущие власти. Причем карту выигрышную, по­тому что за десятилетия пренебрежения охраной природы скопилось множество проблем, и вообще любая хозяйственная деятельность влияет на окружающую среду. На другом геологи, которые не могут остановиться в своих исследованиях перед границей заповедника, как, к примеру, охотники. Как разобраться во всем этом?

Прежде всего, не стоит поддаваться на броские лозунги, громкие слова и надуманные «страшилки». В некоторых регионах, испытывающих сильное давление последствий промышленной деятельности, депутатами становились именно на коньке «зеленого движения», но дальше-то ниче­го не менялось. Не надо верить и тем, кто говорит, что все в порядке. Лучше всего думать, сопоставлять, делать собственные выводы. А обязанность всех сторон регулярно поставлять людям информацию, за которую эти стороны несут ответственность. Создано немало и официальных органов, отвечающих за  природопользование, и общественных структур.

Что касается Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, то напомню, что оно начиналось с Государственного комитета по геологии и использованию недр (Госкомгео) РК в 1992 году. Поскольку я возглавлял комитет и возглавляю министерство, в ведении которого находятся практически все вопросы природопользования на территории республики, то могу с уверенностью сказать: информация о состоянии окружающей среды всегда была доступной. Может, она иногда и не могла пробиться до людей из-за «накала страстей» акций некоторых активных общественников, но спокойный и взвешенный подход, как правило, всегда поначалу проигрывает натиску разных «обличителей» и «запретителей».

Но самое-то главное заключается в том, что только сейчас наступило время наведения порядка в триединстве «экономика социальная сфера экология». И не только для отдельного гражданина, но и для всех, в том числе и для заинтересованных организаций.

Почему именно сейчас?

Потому что всё взаимосвязано. Дискуссии по поводу экономических и экологических потребностей жителей республики  - показатель не только того, что освоение территории Коми намного продвинулась, но и достигнута определенная степень в создании новых систем общественных ценностей и приоритетов, законодательства в области природопользования которое, кстати, все еще отрабатывается, научно-технических разработок.

Отвлекусь на конкретный при­мер. Не надо считать, что история, развернувшаяся вокруг комплексного заказника республиканского значения «Сэбысь» в Ижемском районе, нечто исключительное. Это просто затянувшийся с решением пример всего того, о чем я уже говорил. В ряде аналогичных случаев у сторон находилось достаточно мудрости, чтобы достичь обоюдовыгодного компромисса. Тут пока не получается, «Сэбысь» был создан именно тогда, когда заказники утверждались пачками на основании простых предложений, при упрощенном подходе, оправданном в том числе и тем, что ресурсы осваивались совсем в других районах и казались немереными...

Сегодня возникла потребность освоения территории, на которой был создан «Сэбысь». Оказалось, вести нефтеразведку и добычу там нельзя. Почему? Для чего республике нужна нефть, понятно: ее добыча дает рабочие места и формирует бюджет. Для чего «Сэбысь» - еще вопрпос. И его правомерно задать. Это один из 37 комплексных заказников, занимающих более трех процентов всей площади РК, не имеющий научного обоснования. Во всем мире практикуется изменение статуса особо охраняемых территорий любого уровня, если это продиктовано вескими причинами. «Сэбысь» объект республиканского подчинения, так почему было в рабочем порядке не рассмотреть возможность внесения корректив?

Это и было сделано. Пройдены общественные слушания, получены все согласования и земельный отвод, проведена экологическая экспертиза. Все было сделано так, как положено, но «крючок» нашелся в федеральном законе об экологической экспертизе: указ Главы РК о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты о «Сэбысе» не прошел экологической экспертизы. Желающие уцепились за эту формальность, хотя такая экспертиза ничего не запрещает и не разрешает, а просто констатирует, может ли быть нанесен урон окружающей среде! Но ведь и Указ Главы РК от 1995 года, которым не запрещены и не разрешены геолого-разведочные работы, никто не отменял. Работы и ведутся на его основании при поддержке Совета муниципального образования «Ижемский район», в котором представлены все слои населения района, что дает ему право выражать отношение населения к тому или иному вопросу. Сессия Совета муниципального образования разрешила ведение геолого-разведочных работ при одновременном обращении в наше министерство с просьбой о проведении ревизии ценности заказника и подготовки научного обоснования.

И давайте говорить людям всю правду. За время существования «Сэбыся» часть его лесов была вырублена, часть выгорела. Ряд сотрудников Института биологии Коми НЦ УрО РАН сомневается в наличии там «краснокнижных» объектов. Если с точки зрения некоторых общественников нужен референдум, надо заранее предупредить ижемцев, что под запретом на хозяйственную деятельность понимается и запрет на сбор ягод, охоту и рыбалку.

Вернемся к вопросу о наведении порядка в реестре особо охраняемых природных территорий республики. Это будет работа на его сокращение?

Ни в коем случае! Если некоторые заказники были созданы безосновательно, то какие-то действительно ценные участки выпали из сферы внимания экологов. Эти ошибки мы начинаем исправлять силами Минприроды РК, Комитета природных ресурсов по РК и прочих государственных структур, научных и общественных организаций. Как раз тут и потребуется общая работа, конструктивный подход.

Сегодня создана карта особо охраняемых территорий республики с пояснительной запиской. Но этого крайне мало. Минприроды РК заключило договор с Институтом биологии Коми НЦ о проведении ревизии всех особо охраняемых природных территорий. Параллельно будут проводиться дальнейшие исследования по выявлению действительно ценных природных территорий.

По-моему, это и есть достойный хозяйский подход к природопользованию.