ПЕЧОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

9 сентября 1988 года Совет Министров Коми АССР принял постановление

 № 190 «О коренной перестройке дела охраны природы в Коми АССР», тем са­мым исполняя соответствующее постановление Совета Министров РСФСР

Гераськин В.И. - руководитель Комитета

 (№ 32 от 07.01.1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы»). В по­становлении СМ Коми АССР, в частности, утверждался состав коллегии Гос­комприроды Коми АССР (первым его председателем был назначен Н.Н.Балин) и была поставлена задача до 1 июля 1989 года утвердить составы городских и районных комитетов по охране природы.

Уже в решении IX сессии 20 созыва Печорского районного Совета народных депутатов была поставлена задача создания комитета по охране природы, что было частично реализовано в решении исполкома районного Совета народных депутатов (№ 86 от 17.04.1989 года), которым был назначен первый председатель Печорского комитета по охране природы Виктор Николаевич Широких, который и занялся практическими вопросами организации деятельности комитета. Результатом этих усилий было утверждение 12 мая 1989 года на IV сессии Печорского районного Совета народных депутатов статуса и Положения о комитете по охране природы. Очевидно, отсюда следует вести отсчёт пока ещё короткой истории комитета, как первого на территории органа государственного экологического контроля, призванного объединять и координировать работу других государственных органов, специально уполномоченных в охране отдельных видов природных ресурсов (лесных, рыбных, земельных, водных и животного мира).

Правовое обоснование деятельность органов охраны природы получила в принятом 19 декабря 1991 года Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», подписанном первым Президентом России Б.Н.Ельциным.

Существенным отличием комитета по охране природы от других природоохранных органов (лесной охраны, охраны рыбных ресурсов и других) является то, что комитет изначально рассматривает любую хозяйственную деятельность как наносящую определённый ущерб природе, любое предприятие - как источник её загрязнения, в то время как остальные природоохранные органы осуществляют контроль режима пользования отдельными природными ресурсами и выявляют нарушения этого режима. Разумеется, комитет по охране природы реагирует на факты нарушения природоохранительного законодательства, наказывает виновные предприятия, должностных лиц и граждан, совершивших экологические правонарушения, и сотрудничает в этом деле с другими природоохранными органами, зачастую осуществляя совместные проверки.

И всё же главным направлением в работе комитета по охране природы является установление размеров экологического ущерба от текущей деятельности предприятий, выявление экологического состояния территории (города и района), формулирование её главных экологических проблем и постановка этих проблем перед руководством муниципального образования. И, конечно, участие в их решении. Например, комитет во взаимодействии со службами администрации муниципального образования разрабатывал городские экологические программы, участвовал в подготовке прогнозов (планов) социально-экономического развития города.

В комитете концентрируются данные о загрязнении атмосферы промышленными выбросами (работа котельных, транспорта и т.д.), о сбросах сточных вод, образовании и размещении отходов - как промышленных, так и бытовых. Разумеется, комитет выполняет эту работу в сотрудничестве со специализирован­ными подразделениями Комитета природных ресурсов Республики Коми (г.Сыктывкар), в которых сосредоточен инструментальный контроль объёмов и состава загрязняющих выбросов и сбросов, которые рассматривают и утверждают лимиты (разрешённые объёмы) такого загрязнения, проводят государственную экологическую экспертизу новых проектов хозяйственной деятельности.

В сотрудничестве с налоговой инспекцией Печорский городской комитет по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми (таково официальное наименование комитета с ноября 2000 года) контролирует размеры и полноту платежей предприятий за загрязнение окружающей природной среды. В ком­петенции комитета находится и разработка проектов смет по использованию части поступивших средств на экологические цели.

За последние годы существенно улучшилась материальная база комитета (оснащённость компьютерной техникой, транспортом), что позволяет выполнять работу на новом техническом уровне. К примеру, внедрение в 2001 году программы «Отходы-Регион» впервые позволяет оценить объёмы образования отходов в нашем городе, выявить их состав во видам и классам опасности. В планах комитета внедрение подобных программ в области контроля выбросов.

В качестве исторической справки: с 1994 по 1998 год комитет возглавлял Иван Фёдорович Товкач, с мая 1998 года и по настоящее время руководителем комитета является Владимир Иванович Гераськин.