|
|
|||||
![]() |
||||||
ПЕЧОРА
— город на р.
Печора, в 588 км
от г.
Сыктывкара,
центр МО. В 1903 г.
исследователь
Севера В.А. Русанов,
побывав на
этом месте,
где сейчас
находится
город,
записал в
дневнике: «Придет
ли время,
когда на том
берегу
Печоры
будет
построен
город, а
здесь
разбит
прекрасный
парк, и этим
изумительным
зрелищем
природы
будет
наслаждаться
рабочий люд?»
Это время
пришло. В 1930-х
гг.
левобережную
курью
напротив
Канин-Носа и
Канинскую
протоку
использовали
для зимней
стоянки
речных
судов. В 1937 г.
было
принято
решение о
строительстве
Северо-Печорской
железной
дороги до
Воркуты.
Магистраль
должна была
пересечь р.
Печору по
мосту в
районе
нынешнего
города. На
расстоянии 4-5
км от
проектировавшегося
моста на
правом
берегу реки
должна была
появиться
железнодорожная
станция
Печора. На
рубеже 30-40-х гг.
началось
строительство,
которое
велось
силами
заключенных.
Их руками на
правобережье
были
поставлены
лагерные
бараки,
положившие
начало
поселку
Печора.
Зимой 1940-1941 гг.
был
построен
временный
железнодорожный
мост, велись
работы в
районе
современного
депо и
вокзала
станции
Печора. В
марте 1941 г.
началось
строительство
Печорского
лесокомбината,
а в конце 1941 г.
это
предприятие
дало первую
продукцию,
необходимую
для
строительства
железной
дороги -
шпалы, щиты и
др. Возле
комбината
строился
поселок -
жилые дома,
клуб,
детский сад
и т.д. В 1941 г.
открылся
фельдшерский
медпункт.
Для ремонта
строительной
техники
появилась
центральная
ремонтно-механическая
мастерская,
построили
паровозное
депо. Первая
улица
поселка
наметилась
в 1942 г. (сейчас -
ул.
Железнодорожная).
В 1943 г.
построили
школу и 4
жилых дома (совр.
ул. Ленина). 24
декабря 1942 г.
железнодорожную
станцию
Печора
переименовали
в рабочий
поселок
Печора. На
другой
стороне
реки возник
поселок
речников
Канин-Нос. 30
июля 1940 г. сюда
приехал Н.А.
Богатырев,
назначенный
начальником
пристани
Канин-Нос,
которую еще
предстояло
построить.
Поначалу
жили на
барже. К зиме
появилось
несколько
землянок.
Первый
деревянный
дом
поставили у
речки
Мазиловки.
До февраля 1941
г. в качестве
общежития
использовался
пароход «Неман».
Газета «Речник
Печоры» в
новогоднем
номере 1941 г.
писала: «Канин-Нос
— это пустое
место. Но
пройдут
какие-нибудь
2-3 года, и это
пустое
место
станет
неузнаваемым...
Вокруг
речного
порта...
вырастет
современный
благоустроенный
город». В
марте 1941 г.
началось
строительство
трех
двухквартирных
домов и
барака. 11
марта 1941 г. был
образован
Кожвинский
район
центром в с.
Усть-Кожва, в
сер. 1941 г. центр
перевели в
пос. Канин-Нос.
Осенью 1942 г.
здесь
имелись Дом
Советов (где
позднее
размещалась
милиция),
больница,
гостиница,
школа,
столовая-клуб,
контора
связи,
несколько
деревянных
двухэтажных
домов,
размещавшиеся
на улицах,
получивших
позднее
названия
Ленинградская,
II
Октябрьская,
Русанова,
Куратова. С
переводом
во II пол. 1940-х гг.
управления «Печорстрой»
из Абези в
поселок
Печору и
управления
Печорского
речного
пароходства
и
водздравотдела
из Усть-Усы в
пос. Канин (в 1946
г.)
ускорилось
развитие
обоих
поселков. В 1948
г. открылась
больница на 50
коек (расширена
до 150 коек в 1967 г.). 18
января 1949 г.
поселки
были
объединены
в город
Печора. До 27
апреля 1959 г. он
был центром
Кожвинского
района,
переименованного
затем в
Печорский р-н;
тогда же в
состав
Печорского
р-на
включили
территорию
упраздненного
Усть-Усинского
района. В 1954 г.
сюда из
Щельяюра
перевели
речной
техникум (в 1962
г.
реорганизован
в речное
училище), в 1956 г.
построили
кинотеатр. В
1958 г.
открылась
макаронная
фабрика, в 1959 г.
- мебельная
фабрика, в 1961 г. -
школа-интернат
№ 1. В I пол. 1960-х гг.
были
построены
хлебозавод,
асфальтобетонный
завод, завод
железобетонных
изделий. В 1964 г.
сдан в
эксплуатацию
мясокомбинат
и второй
кинотеатр «Космос».
В том же году
началось
строительство
стадиона. В
августе 1966 г. в
депо Печоры
получен
первый
тепловоз. В
навигацию 1967
г. на Печоре
появились
первые суда
на
подводных
крыльях («Ракеты»).
До 1970-х гг.
город
испытывал
трудности с
электроэнергией.
В 1971 г. в Печору
прибыла из
Тюмени
плавучая
электростанция,
в 1974 г.
вступила в
строй линия
электропередачи
Ухта-Печора-Усинск.
В 1959 г. в городе
было 50,6 тыс.
чел., в 1970 - 40,8 тыс.
чел., в 1980 - 57,1 тыс.
чел., в 1989 - 63,2 тыс.
чел. В начале
2000 г. — 59,5 тыс.
постоянных
жителей. |