Карта Печорского района

ПЕЧОРА — город на р. Печора, в 588 км от г. Сыктывкара, центр МО. В 1903 г. исследователь Севера В.А. Русанов, побывав на этом месте, где сейчас находится город, записал в дневнике: «Придет ли время, когда на том берегу Печоры будет построен город, а здесь разбит прекрасный парк, и этим изумительным зрелищем природы будет наслаждаться рабочий люд?» Это время пришло. В 1930-х гг. левобережную курью напротив Канин-Носа и Канинскую протоку использовали для зимней стоянки речных судов. В 1937 г. было принято решение о строительстве Северо-Печорской железной дороги до Воркуты. Магистраль должна была пересечь р. Печору по мосту в районе нынешнего города. На расстоянии 4-5 км от проектировавшегося моста на правом берегу реки должна была появиться железнодорожная станция Печора. На рубеже 30-40-х гг. началось строительство, которое велось силами заключенных. Их руками на правобережье были поставлены лагерные бараки, положившие начало поселку Печора. Зимой 1940-1941 гг. был построен временный железнодорожный мост, велись работы в районе современного депо и вокзала станции Печора. В марте 1941 г. началось строительство Печорского лесокомбината, а в конце 1941 г. это предприятие дало первую продукцию, необходимую для строительства железной дороги - шпалы, щиты и др. Возле комбината строился поселок - жилые дома, клуб, детский сад и т.д. В 1941 г. открылся фельдшерский медпункт. Для ремонта строительной техники появилась центральная ремонтно-механическая мастерская, построили паровозное депо. Первая улица поселка наметилась в 1942 г. (сейчас - ул. Железнодорожная). В 1943 г. построили школу и 4 жилых дома (совр. ул. Ленина). 24 декабря 1942 г. железнодорожную станцию Печора переименовали в рабочий поселок Печора.

На другой стороне реки возник поселок речников Канин-Нос. 30 июля 1940 г. сюда приехал Н.А. Богатырев, назначенный начальником пристани Канин-Нос, которую еще предстояло построить. Поначалу жили на барже. К зиме появилось несколько землянок. Первый деревянный дом поставили у речки Мазиловки. До февраля 1941 г. в качестве общежития использовался пароход «Неман». Газета «Речник Печоры» в новогоднем номере 1941 г. писала: «Канин-Нос — это пустое место. Но пройдут какие-нибудь 2-3 года, и это пустое место станет неузнаваемым... Вокруг речного порта... вырастет современный благоустроенный город». В марте 1941 г. началось строительство трех двухквартирных домов и барака. 11 марта 1941 г. был образован Кожвинский район центром в с. Усть-Кожва, в сер. 1941 г. центр перевели в пос. Канин-Нос. Осенью 1942 г. здесь имелись Дом Советов (где позднее размещалась милиция), больница, гостиница, школа, столовая-клуб, контора связи, несколько деревянных двухэтажных домов, размещавшиеся на улицах, получивших позднее названия Ленинградская, II Октябрьская, Русанова, Куратова. С переводом во II пол. 1940-х гг. управления «Печорстрой» из Абези в поселок Печору и управления Печорского речного пароходства и водздравотдела из Усть-Усы в пос. Канин (в 1946 г.) ускорилось развитие обоих поселков. В 1948 г. открылась больница на 50 коек (расширена до 150 коек в 1967 г.). 18 января 1949 г. поселки были объединены в город Печора. До 27 апреля 1959 г. он был центром Кожвинского района, переименованного затем в Печорский р-н; тогда же в состав Печорского р-на включили территорию упраздненного Усть-Усинского района. В 1954 г. сюда из Щельяюра перевели речной техникум (в 1962 г. реорганизован в речное училище), в 1956 г. построили кинотеатр. В 1958 г. открылась макаронная фабрика, в 1959 г. - мебельная фабрика, в 1961 г. - школа-интернат № 1. В I пол. 1960-х гг. были построены хлебозавод, асфальтобетонный завод, завод железобетонных изделий. В 1964 г. сдан в эксплуатацию мясокомбинат и второй кинотеатр «Космос». В том же году началось строительство стадиона. В августе 1966 г. в депо Печоры получен первый тепловоз. В навигацию 1967 г. на Печоре появились первые суда на подводных крыльях («Ракеты»). До 1970-х гг. город испытывал трудности с электроэнергией. В 1971 г. в Печору прибыла из Тюмени плавучая электростанция, в 1974 г. вступила в строй линия электропередачи Ухта-Печора-Усинск. В 1959 г. в городе было 50,6 тыс. чел., в 1970 - 40,8 тыс. чел., в 1980 - 57,1 тыс. чел., в 1989 - 63,2 тыс. чел. В начале 2000 г. — 59,5 тыс. постоянных жителей.